Пользовательского поиска
|
две
или три, в то время как 10-летний ребенок, узнав все картинки, в состоянии
воспроизвести 8 из них.
У
детей раннего дошкольного возраста доминирует непроизвольная,
зрительно-эмоциональная память. У большинства нормально развивающихся детей
младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и
механическая память. Из психологии известно, что развитие памяти тесно
соотносится с развитием мышления у детей. Установлено, например, что прогресс
операциональных структур интеллекта оказывает положительное воздействие на
мнемические процессы ребенка.
В целом память детей
младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь
касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе
прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии
опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок,
будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической
памятью.
Если,
однако, детей младшего школьного возраста с первых лет обучения в школе
специально учить мнемическим приемам, то это существенно повышает
продуктивность их логической памяти. Незнание этих приемов, неумение ими
пользоваться на практике, является, вероятно, основной причиной слабости
произвольной памяти у многих детей данного возраста.
Обучение
детей мнемическим действиям должно проходить через два этапа. На первом из них
детям необходимо овладеть мыслительными операциями, нужными для запоминания и
воспроизведения материала, а на втором – научиться пользоваться ими как
средствами запоминания в различных ситуациях. В норме это должно произойти еще
в старшем дошкольном возрасте, однако можно начать и в основном завершить этот
процесс в младших классах школы.
Активному
развитию памяти детей в первые школьные годы способствует решение специальных
мнемических задач, которые возникают перед детьми в соответствующих видах
деятельности.
2.3. Психологические основы совершенствования памяти младших школьников
Учащиеся
начальных классов усваивают различные стратегии, помогающие им запоминать
материал. Иногда эти стратегии называют приемами управления памятью [11, с.
473]. Посмотрим, как совершенствуются некоторые из этих приемов.