Пользовательского поиска
|
Само
развитие стимулов-средств для запоминания подчиняется следующей закономерности:
сначала они выступаю как внешние (например, завязывание узелков на память,
использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев и т.д.), а
затем становятся внутренними (чувства, ассоциации, представления, образы,
мысли).
В
формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи.
Переход, совершающийся от внешне опосредованного запоминания к запоминанию,
внутренне опосредованному, находится в тесной связи с превращением речи из
чисто внешней функции в функцию внутреннюю.
У
дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, причем его
развитие идет быстрее, чем развитие опосредованного запоминания. Параллельно с
этим увеличивается разрыв в продуктивности данных видов запоминания в пользу
первого.
Начиная
со школьного возраста идет процесс одновременного развития непосредственного и
опосредованного запоминания, а затем более быстрого совершенствования
опосредованной памяти. Опосредованное запоминание, развиваясь более быстрыми
темпами, вскоре по продуктивности догоняет непосредственное.
2.2. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста
Развитие памяти в дошкольном возрасте
характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к
произвольному и опосредованному запоминанию. З.М. Истомина проанализировала,
как идет процесс становления произвольного и опосредованного запоминания у
дошкольников и пришла к следующим выводам. В младшем и среднем дошкольном
возрасте у детей 3-4 лет запоминание и воспроизведение в естественных условиях
развития памяти, т.е. без специального обучения мнемическим функциям, являются
непроизвольными. В старшем дошкольном возрасте при тех же условиях происходит
постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и
воспроизведению материала. При этом в соответствующих процессах выделяются и
начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные
действия, опосредствующие мнемические процессы и направленные на то, чтобы
лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал.