Пользовательского поиска
|
приемов и средств. В-третьих, непроизвольное
запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в
произвольное.
В
развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее
совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере
общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида
в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям
человечества.
Существенный
вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П. Блонский. Он
высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у
взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития,
и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями
совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов
памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. П.П. Блонский
высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды
памяти последовательно появлялись один за другим.
В
онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в
определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать
логическая память, или память-рассказ. Она имеется уже у ребенка 3-4- летнего
возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня
развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Ее совершенствование и
дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук.
Начало
образной памяти связывается со вторым годом жизни. Считается, что этот вид
памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других,
около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая
первая по времени – это моторная, или двигательная, память. По мнению П.П.
Блонского, в генетическом плане она предшествует всем остальным.
Однако
многие данные свидетельствуют о весьма ранней онтогенетической эмоциональной
откликаемости младенца на обращение матери. Это говорит о том, что,
по-видимому, раньше других начинает действовать аффективная, а не двигательная
память. Возможно, они появляются и развиваются практически одновременно.
Под несколько иным углом зрения рассматривал развитие памяти человека Л.С. Выготский. Он считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе