Пользовательского поиска
|
ально
ориентированных тестов. Вместе с тем, преподаватель может определить интеллектуальные
качества студентов с помощью задач разного типа.
Обучаемость
— общая способность к обучению, к усвоению знаний и способов деятельности,
готовность к переходу на новые уровни обученности. Обучаемость определяет
потенциальные возможности студента, его перспективы в сфере обучения.
Существуют различные точки зрения на определение сущности обучаемости. По
мнению А. К. Марковой, обучаемость не сводится к умственному развитию и
является отдельной характеристикой познавательных сил обучающегося, которую
определяют:
·
готовность к ориентировке в новых условиях, к
принятию дозированной помощи преподавателя, к самоорганизации;
·
быстрота и легкость усвоения новых понятий и
способов работы;
·
темпы усвоения и продвижения в обучении;
·
работоспособность, выносливость интеллекта.
Различают
общую обучаемость, или общую способность к усвоению знаний, и специфическую
обучаемость, или способность к усвоению знаний в определенной области.
Для
определения обучаемости необходима комплексная диагностика, которую преподаватель
должен проводить совместно с психологом. Но поскольку наиболее емким,
определяющим показателем обучаемости считают темпы усвоения и продвижения в
обучении, можно диагностировать обучаемость по темпам с помощью более простых
способов. И. П. Подласый предлагает следующую методику определения темпов
усвоения и продвижения обучающихся в обучении.
1.
Темп усвоения знаний, умений (Ту): преподаватель создает мотивацию,
стремление быстрее и качественнее выполнить работу, студенты выполняют
эталонный тест или задание, преподаватель точно фиксирует время окончания
работы и вычисляет Ту каждого студента по формуле:
Ту
= (Тф / Тэ) * 100%,
где
Тф — фактически затраченное время каждым обучающимся; Тэ
— среднестатистическое время выполнения эталонного задания.
По
результатам выполнения задания устанавливается рейтинг обучаемых, их фамилии
выставляются в списке согласно увеличению длительности (темпа) выполнения
задания.
2.
Темпы продвижения в обучении (Тп): данный показатель намного полнее
характеризует обучаемость, так как учитывает более длительный период обучения.
Преподаватель фиксирует время полного усвоения раздела, части курса каждым
студентом и вычисляет темп продвижения по сходной формуле: