Пользовательского поиска
|
учитываются
уже при выборе ими специальности. В современных условиях, когда усиливается
стремление студентов к творческой конкурентоспособности и саморазвитию, к
получению более глубокого и разностороннего образования, возникает потребность
в дополнительных образовательных услугах: в изучении отдельных курсов на
повышенном уровне, в предоставлении студентам широкого спектра возможностей
для самостоятельной углубленной профессиональной специализации.
Вторым
основанием индивидуализации и дифференциации выступают познавательные
возможности, особенности обучающихся. Существует много точек зрения на то, от
каких познавательных особенностей обучающихся зависит успешность их учебной
деятельности. По мнению психологов, сюда входят такие познавательные свойства
личности, как обученность, обучаемость, развитость (умственное развитие),
развиваемость, самообучаемость и саморазвиваемость.
Обученность
— результат обучения, овладения студентами системой знаний и способов
деятельности. Обученность включает в себя:
наличный,
имеющийся на сегодняшний день, запас знаний. Основные качества знаний:
системность, обобщенность, осознанность, полнота, прочность (И.Я. Лернер,
В.М.Полонский и др.). Чаще всего в школе и на вступительных экзаменах в
профессиональное учебное заведение диагностируется полнота и прочность знаний,
а остальные параметры, от которых в большей степени зависит способность студента
учиться, остаются без внимания. Более высокий уровень обученности
характеризуется наличием у студента метазнаний — знаний обобщенного характера,
обеспечивающих добывание других знаний, решение творческих задач;
сложившиеся
учебные действия, умения и навыки, в том числе и общеучебные, обеспечивающие
умение учиться.
Степень
обученности определяется уровнем усвоения знаний и выявляется на основе тестов
достижения и тестовых заданий, разрабатываемых преподавателями по каждой
дисциплине, а также с помощью самостоятельных, контрольных работ и других методов
устного и письменного контроля.
Умственное
развитие студентов характеризуют:
·
степень сформированности умственных действий
(анализ, синтез, абстрагирование, классификация, выделение существенных признаков
и т.д.);
·
наличие таких свойств мышления, как сила,
гибкость, самостоятельность, критичность, экономичность, продуктивность,
креативность;
·
владение целостной учебной деятельностью и
т.д.
Диагностика умственного развития осуществляется психологами с помощью критери