Пользовательского поиска
|
Понятия
«индивидуализация» и «дифференциация», как правило, рассматриваются в
единстве. Существуют различные точки зрения на характер их взаимосвязи: дифференциация
отождествляется с индивидуализацией; дифференциация включает в себя индивидуализацию
как частный случай (внутренняя дифференциация); дифференциация рассматривается
как средство индивидуализации обучения.
Последнее
определение наиболее точно объясняет соотношение данных понятий, указывая как
на их общность, неразрывность, так и на специфику. Индивидуализация обучения
определяет сущность, целевую направленность дифференциации.
Индивидуализация
— это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся,
создание условий для проявления и развития личности как индивидуальности посредством
выбора соответствующего ее возможностям, потребностям и интересам содержания,
форм и методов обучения.
Дифференциация
— разделение обучающихся на группы на основании каких-либо индивидуальных
особенностей для отдельного обучения. При этом важно отметить, что эти группы
могут быть как стабильными, так и относительно стабильными, а отдельное
обучение — как постоянным, так и временным.
Идеи
дифференциации и индивидуализации обучения оформились лишь на рубеже 1990-х
гг. на уровне создания конкретных технологий.
К
технологиям индивидуализации обучения, применяемым в профессиональном образовании,
можно отнести:
·
технологию модульного обучения,
обеспечивающую выбор обучающимся индивидуальных путей движения внутри
законченных блоков-модулей, содержащих структурированный в виде системы учебных
элементов учебный материал;
·
технологии открытого обучения — учения
студентов в индивидуальном темпе, по индивидуальным программам.
Организационная
структура открытого обучения по конкретной дисциплине может выглядеть следующим
образом:
·
разработка содержания и структуры дисциплины,
включающая внутренний модуль (ведущие опорные знания, предусмотренные
стандартом) и внешний модуль (расширяющий блок, новые разделы, имеющие
непосредственное отношение к содержанию профессиональной подготовки);
·
проектирование каждым студентом собственной
индивидуальной программы курса, включающей в себя внутренний модуль и
отдельные темы, разделы внешнего;
присвоение каждому разделу, согласно его уровню сложности И объему, ранго