Пользовательского поиска

написание фразы и т. д.) в таких случаях, когда при известном усилии могли бы припомнить нужное правило, содер­жание ответа, способ действия.

Неумение умственно отсталых детей припоминать нужные сведения существенно отличается от забывчивости, наступающей у них же вследствие охранительного торможения. В последнем случае, чем больше учитель стимулирует ребенка припомнить что-либо, тем ему труднее это сделать, так как в этом случае усугубляется состояние торможения. В отличие от этого при не­умении припоминать учебный материал стимуляции со стороны учителя (наводящие вопросы и. т. д.) помогают ребенку вспом­нить нужное.

Учитель должен подсказать детям наиболее целесообразные приемы заучивания и припоминания учебного материала, помочь им сформировать эти сложные навыки. Приобретение такого умения не имеет ничего общего с так называемой тренировкой памяти, состоящей в механическом заучивании большого бес­смысленного материала-

В начале XX в. были широко распространены подобные ме­тоды механической тренировки памяти под названием «мнемо­техники». Лицам, отмечавшим у себя плохую память, рекомен­довалось ежедневно заучивать ряды телефонов, колонки чисел, стихотворения, тексты и т. д. Некоторые сдвиги, которые при этом наблюдались, объяснялись тем, что в результате этой дея­тельности возникал навык заучивания и организации запоминае­мого материала. Но наука накопила столько ценных и важных сведений, с которыми не в состоянии справиться даже память здорового школьника, что совершенно излишне приобретать на­вык заучивания на основе бессмысленного, ненужного материа­ла. Мнемотехника отмерла и позабыта как бесплодная затея. Но прививать и культивировать именно навык заучивания и за­поминания на материале школьной программы совершенно не­обходимо. Умение запоминать — это умение осмыслить усваиваемый материал, т. е. отобрать в нем основные элементы и самостоя­тельно установить связи между ними, включить их в какую-то систему знаний или представлений о способности включать указанные элементы в такую определенную систему зависит так­же возможность припоминания.

И. М. Сеченов сравнивал память зрелого человека с хорошо организованной библиотекой, в которой вновь поступающие кни­ги размещаются в строгой системе. В такой библиотеке необхо­димая книга (под книгой подразумевается требуемое знание или представление) может быть легко найдена в нужный мо­мент. Память маленького ребенка И. М. Сеченов сравнивал с плохим книжным складом. Найти нужную книгу на таком скла­де невозможно. Эта аналогия дает представление о том, как важно научить

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта