Пользовательского поиска
|
написание фразы и т. д.) в
таких случаях, когда при известном усилии могли бы припомнить нужное правило,
содержание ответа, способ действия.
Неумение умственно отсталых
детей припоминать нужные сведения существенно отличается от забывчивости,
наступающей у них же вследствие охранительного торможения. В последнем случае,
чем больше учитель стимулирует ребенка припомнить что-либо, тем ему труднее это
сделать, так как в этом случае усугубляется состояние торможения. В отличие от
этого при неумении припоминать учебный материал стимуляции со стороны учителя
(наводящие вопросы и. т. д.) помогают ребенку вспомнить нужное.
Учитель должен подсказать
детям наиболее целесообразные приемы заучивания и припоминания учебного
материала, помочь им сформировать эти сложные навыки. Приобретение такого
умения не имеет ничего общего с так называемой тренировкой памяти, состоящей в
механическом заучивании большого бессмысленного материала-
В начале XX в. были широко
распространены подобные методы механической тренировки памяти под названием
«мнемотехники». Лицам, отмечавшим у себя плохую память, рекомендовалось
ежедневно заучивать ряды телефонов, колонки чисел, стихотворения, тексты и т.
д. Некоторые сдвиги, которые при этом наблюдались, объяснялись тем, что в
результате этой деятельности возникал навык заучивания и организации запоминаемого
материала. Но наука накопила столько ценных и важных сведений, с которыми не в
состоянии справиться даже память здорового школьника, что совершенно излишне
приобретать навык заучивания на основе бессмысленного, ненужного материала.
Мнемотехника отмерла и позабыта как бесплодная затея. Но прививать и
культивировать именно навык заучивания и запоминания на материале школьной
программы совершенно необходимо. Умение запоминать — это умение осмыслить
усваиваемый материал, т. е. отобрать в нем основные элементы и самостоятельно
установить связи между ними, включить их в какую-то систему знаний или
представлений о способности включать указанные элементы в такую определенную
систему зависит также возможность припоминания.
И. М. Сеченов сравнивал память зрелого человека с хорошо организованной библиотекой, в которой вновь поступающие книги размещаются в строгой системе. В такой библиотеке необходимая книга (под книгой подразумевается требуемое знание или представление) может быть легко найдена в нужный момент. Память маленького ребенка И. М. Сеченов сравнивал с плохим книжным складом. Найти нужную книгу на таком складе невозможно. Эта аналогия дает представление о том, как важно научить