Пользовательского поиска
|
вспомогательных
школ случаи эйдетизма, по данным некоторых исследователей, встречаются чаще.
Характерной особенностью
всех умственно отсталых детей является неумение целенаправленно заучивать и
припоминать. Когда умственно отсталым детям читают вслух рассказ, они стремятся
запомнить наизусть отдельные фразы, но не вникают в его содержание.
Неумение умственно отсталых
детей запоминать с особенной очевидностью обнаружилось в исследовании
преднамеренного и непреднамеренного запоминания. Известно, что, если учащимся
массовой школы прочесть два рассказа одинаковой трудности, они лучше запомнят
тот рассказ, перед чтением которого их предупредили о необходимости его
воспроизвести. Иными словами, преднамеренное запоминание у учащихся массовой
школы лучше непреднамеренного. Подобные эксперименты, проведенные с учащимися
вспомогательной школы, показали, что преднамеренное запоминание удается им
ненамного лучше, чем непреднамеренное (исследования Г. М. Дульнева, Б. И.
Пинского). Стараясь лучше запомнить рассказ, умственно отсталые дети еще
больше фиксируют внимание на отдельных словах и 143 фразах и поэтому еще хуже
улавливают смысл того, что им читают. Они не умеют целесообразно направить
свое внимание на то, чтобы понять сюжет рассказа или его основную идею.
Неумение умственно отсталых детей заучивать какой-либо материал обнаруживается
в школьной практике довольно часто. Так, например, они много раз повторяют
стихотворение, и тем не менее не могут воспроизвести его наизусть полностью. То
или иное грамматическое правило они стремятся заучить наизусть, не пытаясь
вникнуть в его смысл, не понимая, в каких именно случаях данное правило уместно
применять.
Слабость целенаправленной деятельности учащихся вспомогательных школ выражается и в том, что они не умеют припоминать заученный материал. Когда ученику массовой школы задают вопрос, относящийся к ранее пройденному материалу, ему приходится проявить некоторую активность для того, чтобы припомнить, т. е. найти и выделить из массы смежных представлений именно то, которое нужно. Для этого ученик начинает «перебирать в памяти» весь близкий к данному вопросу запас представлений. Он должен уметь направить ход своих ассоциаций в нужном направлении для того, чтобы натолкнуться на нужное представление. Такую активную поисковую деятельность у умственно отсталых детей развить трудно. Они часто отвечают: «Не помню» — или проявляют беспомощность при выполнении какого-либо действия (решение арифметической задачи, примера,