Пользовательского поиска
|
отсталые дети овладевают
адекватными приемами осмысленного запоминания, которое становится значительно
лучше.
Исследование Л. В. Занкова
имеет большое теоретическое значение, так как способствует преодолению
неправильных представлений о существовании двух отдельных видов памяти как двух
врожденных способностей, свойственных в разной степени разным детям.
Предполагалось, следовательно, что у олигофренов есть механическая память и
слаба смысловая.
Исследование
Л. В. Занкова, как и исследование А. Н. Леонтьева, доказывает в соответствии с
идеями Л. С. Выготского, что эти виды памяти являются; ,в сущности, этапами
развития.
Слабость мышления, мешающая умственно отсталым
детям выделить существенное в подлежащем запоминанию материале, связать между
собой отдельные его элементы и отбросить случайные, побочные ассоциации, резко
понижает качество их памяти. Ряд исследователей (Л. В. Занков, X. С. Замский, Б. И. Пинский и др.) показали,
что при воспроизведении рассказов ученики вспомогательных школ повторяют отдельные
слова, фразы из рассказов, но не могут изложить своими словами основной смысл
или сюжет. Исследование сохранившихся у учеников вспомогательных школ
представлений о предметах или явлениях, ранее ими воспринятых (М. М.
Нудельман), обнаружило, что они быстро забывают их отличительные, своеобразные
признаки, а потому уподобляют друг другу вовсе не сходные предметы, явления.
Плохое
понимание воспринимаемого материала приводит к тому, что учащиеся
вспомогательной школы лучше запоминают внешние признаки предметов и явлений в
их чисто случайных сочетаниях. Они с трудом запоминают внутренние, логические
связи и отношения, так как просто не вычленяют их. Также плохо они понимают и
запоминают отвлеченные словесные объяснения. Именно поэтому так важно умело и
одновременно сочетать при изучении нового материала предъявление наглядных пособий
с отвлеченными словесными объяснениями.
Запоминание впечатлений
внешнего мира принимает иногда ярко выраженную патологическую форму и носит
название эйдетической памяти. Дети с такой памятью, отвечая урок, как бы
продолжают видеть перед своими глазами страницу учебника, однако не в
состоянии передать ее содержание своими словами.
Академик И. П. Павлов отметил, что эйдетическая память носит первосигнальный характер. Эйдетизм — малораспространенное явление. Однако среди учащихся