Пользовательского поиска

отсталые дети овладевают адекватными приемами осмысленного запоми­нания, которое становится значительно лучше.

Исследование Л. В. Занкова имеет большое теоретическое значение, так как способствует преодолению неправильных представлений о существовании двух отдельных видов памяти как двух врожденных способностей, свойственных в разной сте­пени разным детям. Предполагалось, следовательно, что у олигофренов есть механическая память и слаба смысловая.

Исследование Л. В. Занкова, как и исследование А. Н. Леонтьева, доказывает в соответствии с идеями Л. С. Выгот­ского, что эти виды памяти являются; ,в сущности, этапами раз­вития.

 Слабость мышления, мешающая умственно отсталым детям выделить существенное в подлежащем запоминанию материале, связать между собой отдельные его элементы и отбросить слу­чайные, побочные ассоциации, резко понижает качество их па­мяти. Ряд исследователей  (Л. В. Занков,  X. С. Замский, Б. И. Пинский и др.) показали, что при воспроизведении рас­сказов ученики вспомогательных школ повторяют отдельные слова, фразы из рассказов, но не могут изложить своими словами основной смысл или сюжет. Исследование сохранившихся у уче­ников вспомогательных школ представлений о предметах или явлениях, ранее ими воспринятых (М. М. Нудельман), обнару­жило, что они быстро забывают их отличительные, своеобразные признаки, а потому уподобляют друг другу вовсе не сходные предметы, явления.

Плохое понимание воспринимаемого материала приводит к тому, что учащиеся вспомогательной школы лучше запоминают внешние признаки предметов и явлений в их чисто случайных сочетаниях. Они с трудом запоминают внутренние, логические связи и отношения, так как просто не вычленяют их. Также пло­хо они понимают и запоминают отвлеченные словесные объяс­нения. Именно поэтому так важно умело и одновременно соче­тать при изучении нового материала предъявление наглядных пособий с отвлеченными словесными объяснениями.

Запоминание впечатлений внешнего мира принимает иногда ярко выраженную патологическую форму и носит название эй­детической памяти. Дети с такой памятью, отвечая урок, как бы продолжают видеть перед своими глазами страницу учебни­ка, однако не в состоянии передать ее содержание своими словами.

Академик И. П. Павлов отметил, что эйдетическая память носит первосигнальный характер. Эйдетизм — малораспростра­ненное явление. Однако среди учащихся

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта