Пользовательского поиска
|
Помимо перечисленных
недостатков памяти умственно отсталых детей (замедленность запоминания,
быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость),
следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой
переработкой воспринимаемого материала.
И. М. Сеченов, сравнивая
память человека с фонографом (в современном представлении — магнитофоном),
указывал, что существенное свойство человеческой памяти состоит в классификации,
отборе и переработке воспринимаемых впечатлений. Далеко не все впечатления
внешнего мира усваиваются и воспроизводятся человеческим мозгом. Способность
полностью воспроизводить все впечатления внешнего мира, действующие на наши
анализаторы, является патологией памяти. У нормального человека в процессе
запоминания впечатления внешнего мира подвергаются классификации, отбору,
переработке.
Этот процесс переработки и
отбора подлежащих запоминанию впечатлений тесно связан с другой особенностью
или чертой человеческой памяти, а именно с опосредствованным характером
запоминания. Отбирая нужное, существенное, подлежащее сохранению, человек
пользуется для лучшего удержания этого материала каким-либо обозначением, чаще
всего словом. Опосредствованное запоминание осмысленного материала — это
высший уровень запоминания. В некоторых учебниках говорится о механической и
логической (или смысловой) памяти как о двух разных способностях. Правильнее,
однако, говорить не о видах памяти, а об уровнях ее развития. Если в раннем
детстве нормальный ребенок многое запоминает механически, то впоследствии он
все более широко пользуется опосредствованными способами запоминания.
Эта особенность человеческой
памяти применительно к детям разного возраста хорошо раскрыта в исследовании
А. Н. Леонтьева. В том же исследовании показано, что опосредствованные приемы
запоминания малодоступны умственно отсталым детям.
Не менее обстоятельным было исследование памяти умственно отсталых детей, проведенное Л. В. Занковым. Он показал, что соотношение непосредственного и опосредованного запоминания какого-либо материала учащимися вспомогательной школы динамично изменчиво. Учащиеся младших классов еще не умеют пользоваться приемами опосредствованного, т. е. осмысленного, запоминания и запоминают логически связанный материал не лучше, а хуже, чем отдельные слова или числа. В старших классах, т. е. по мере обучения во вспомогательной школе, умственно