Пользовательского поиска

Помимо перечисленных недостатков памяти умственно отсталых детей (замедленность запоминания, быстрота за­бывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забыв­чивость), следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого мате­риала.

И. М. Сеченов, сравнивая память человека с фонографом (в современном представлении — магнитофоном), указывал, что существенное свойство человеческой памяти состоит в класси­фикации, отборе и переработке воспринимаемых впечатлений. Далеко не все впечатления внешнего мира усваиваются и вос­производятся человеческим мозгом. Способность полностью вос­производить все впечатления внешнего мира, действующие на наши анализаторы, является патологией памяти. У нормального человека в процессе запоминания впечатления внешнего мира подвергаются классификации, отбору, переработке.

Этот процесс переработки и отбора подлежащих запомина­нию впечатлений тесно связан с другой особенностью или чер­той человеческой памяти, а именно с опосредствованным харак­тером запоминания. Отбирая нужное, существенное, подлежа­щее сохранению, человек пользуется для лучшего удержания этого материала каким-либо обозначением, чаще всего сло­вом. Опосредствованное запоминание осмысленного материа­ла — это высший уровень запоминания. В некоторых учебниках говорится о механической и логической (или смысловой) памя­ти как о двух разных способностях. Правильнее, однако, гово­рить не о видах памяти, а об уровнях ее развития. Если в раннем детстве нормальный ребенок многое запоминает механически, то впоследствии он все более широко пользуется опосредствован­ными способами запоминания.

Эта особенность человеческой памяти применительно к де­тям разного возраста хорошо раскрыта в исследовании А. Н. Леонтьева. В том же исследовании показано, что опосредствован­ные приемы запоминания малодоступны умственно отсталым детям.

Не менее обстоятельным было исследование памяти умствен­но отсталых детей, проведенное Л. В. Занковым. Он показал, что соотношение непосредственного и опосредованного запоминания какого-либо материала учащимися вспомогательной школы динамично изменчиво. Учащиеся младших классов еще не умеют пользовать­ся приемами опосредствованного, т. е. осмысленного, запомина­ния и запоминают логически связанный материал не лучше, а хуже, чем отдельные слова или числа. В старших классах, т. е. по мере обучения во вспомогательной школе, умственно

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта