Пользовательского поиска
|
Замедленность и непрочность
процесса запоминания проявляются, прежде всего, в том, что программу четырех
классов массовой школы умственно отсталые дети усваивают за 7—8 лет обучения.
Причины
замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроются, прежде всего, в
свойствах нервных процессов умственно отсталых детей. Слабость замыкательной
функции коры головного мозга обусловливает малый объем и замедленный темп
формирования новых условных связей, а также непрочность их. Кроме того,
ослабление активного внутреннего торможения, обусловливающее недостаточную
концентрированность очагов возбуждения, приводит к тому, что воспроизведение
учебного материала многими умственно отсталыми детьми отличается крайней
неточностью. Так, например, заучив несколько каких-либо правил, дети часто во
время ответов воспроизводят одно правило вместо другого. Усвоив содержание
рассказа, они при его воспроизведении могут привести некоторые вымышленные
либо заимствованные из другого рассказа детали.
Особенности воспроизведения
текстов умственно отсталыми детьми изучались многими психологами (Л. В. Занков,
И.М.Соловьев, М. М. Нудельман, Б. И. Пинский, А. И. Липкина, Г. М. Дульнев и
др.).
Чтобы прочно усвоить
какой-либо новый материал, например таблицу умножения, учащимся вспомогательной
школы необходимо значительно большее число повторений, чем учащимся массовой
школы. Без многократных повторений учебного материала умственно отсталые дети
очень быстро его забывают, так как приобретенные ими условные связи угасают
значительно быстрее, чем у нормальных детей.
Разработаны многие
дидактически ценные принципы, позволяющие повысить качество усвоения нового
учебного материала; к их числу относится исследованный и разработанный X. С.
Замским принцип разнообразия при повторении учебного материала.
Эти основные, пользуясь термином Л. С. Выготского, «ядерные» свойства памяти умственно отсталых детей, а именно: замедленный темп усвоения всего нового, непрочность, сохранения и неточность воспроизведения отчетливо видны педагогам. Однако они не всегда заметны психиатрам и иным специалистам, не занятым обучением детей. Эти свойства памяти, из-за которых дети медленно и поверхностно усваивают жизненный опыт и знания, не выступают субъективно для самих детей и даже для их родителей в качестве дефекта памяти, как таковой. Указанные