Пользовательского поиска
|
5 |
5,1 |
15,69 |
5,2 |
11,76 |
4,3 |
17,67 |
7 |
5,5 |
12,73 |
5,7 |
13,33 |
5,2 |
14,23 |
М —
среднее арифметическое; У — коэффициент вариативности.
Из таблицы 1 видно, что умственно отсталые
школьники способны удержать в памяти систему, организованную из 3— 4 элементов.
Нормально развивающиеся дети в V классе достигают типичного объема памяти (7 ±
2 единицы), когда прослушивают слова или читают их вслух. При молчаливом
чтении — в VII классе. Соотношение объемов памяти при трех способах восприятия
материала у умственно отсталых школьников III и V классов соответствует тому,
что наблюдается у учеников I класса средней школы. Объем памяти при
прослушивании материала самый большой, при чтении вслух — несколько меньший и
минимальный — при чтении про себя.
У нормально развивающихся третьеклассников,
пятиклассников и семиклассников объем памяти при чтении слов про себя меньше
объема памяти, наблюдаемого при чтении того же материала вслух или при
прослушивании. В то же время объем памяти у них в III и V классах при
самостоятельном прочитывают слов вслух имеет тенденцию к увеличению, что
отчетливо обнаруживается в VII классе. У умственно отсталых детей только в VII
классе соотношение объемов памяти при разных способах восприятия напоминает
результаты, полученные от учеников средней школы. Это позволяет сделать вывод о
том, что развитие памяти нормальных детей и олигофренов осуществляется по одним
и тем же Ступеням, но в разные возрастные периоды. Необходимо подчеркнуть, что
при всех способах восприятия материала у семиклассников-дебилов объем памяти
оказывался меньшим, чем у третьеклассников средней школы.
Во
2-ой серии экспериментов смысловая организация материала положительно
сказалась на объеме памяти умственно отсталых детей (таблица 2).
Таблица 2
Сопоставление
объемов памяти учащихся при запоминании
при смысловой организации материала
Класс |
Способы
предоставления материала |
|||||
Прослушивание |
Чтение
вслух |
Чтение
про себя |
||||
М |
У |
М |
У |
М |
У |
|
3 5 7 |
3,9 4,6 4,8 |
9,2 10,43 16,67 |
3,6 4,4 4,6 |
6,67 13,64 13,04 |
3,2 3,7 3,9 |
25,63 12,97 9,23 |