Пользовательского поиска
|
Высокое
общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского, серьезные
требования к нему. Одним из важнейших качеств, которым должен обладать учитель,
является убеждение: «Учитель обязан воспитать у своих воспитанников
определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае, если он имеет свое
мировоззрение. «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на
убеждение можно только действовать убеждением». Убеждения учителя нельзя
заменить ни инструкциями, ни контролем, никакими программно-методическими
указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений, превращается в слепого
исполнителя чужих инструкций. Во многих своих работах К. Д. Ушинский
высказывает твердое убеждение в том, что одним из важнейших качеств учителя
являются знания, и не только преподаваемого предмета, но и специально
педагогические. Природные воспитательные таланты, которые сами прокладывают
себе дорогу, встречаются редко, «знание и умение преподавать и действовать
преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены
молодым людям, и не обладающим особенными способностями». Ушинский разработал
вопрос о различных формах и содержании специальной подготовки учителя. Учитель
должен обладать разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями по тем
наукам, которые он будет преподавать. Для народного учителя, писал К. Д.
Ушинский, необходимо всестороннее широкое образование.
Подчеркивая
важность педагогической направленности преподавания наук в учительской
семинарии, Ушинский вместе с тем придавал большое значение специальной
педагогической и методической подготовке учителя. Учитель должен получить такие
специальные педагогические знания, которые бы помогли ему ясно и четкое
определить цель воспитания и ясно руководить процессом воспитания на всех его
этапах. Специальные педагогические знания нужны учителю также для развития
умственных способностей детей и привлечения их активного внимания.
2.1. Качества современного педагога
Однако одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо еще овладеть практическим искусством преподавания, получить навыки в педагогической работе, обучится актерскому мастерству. Эти навыки строятся на научных основах, но все же это есть нечто особое, приобретаемое в практической работе. Кроме того, Ушинский считал, что будущему народному учителю следует сообщить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так, учитель должен научиться