Пользовательского поиска
|
·
ориентирующей,
воздействующей на умственную работу школьника, содействующей осознанию учеником
процесса этой работы и пониманию им собственных знаний;
·
стимулирующей, воздействующей на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха и
неуспеха, формирования притязаний и
намерений, поступков и отношений;
·
воспитывающей - под непосредственным влиянием отметки
происходит «ускорение или замедление темпов умственной работы,
качественные сдвиги (изменение приемов работы), изменение в структуре апперцепции,
преобразование
интеллектуальных механизмов».
Благодаря этому оценка воздействует на
интеллектуальную и аффективно-волевую
сферы, т.е. на личность школьника в целом.
Педагогическая оценка воздействует на
изменение отношений и мнений, существующих в школе между классом
и школьником.
Под влиянием
оценочных воздействий у детей
формируется такие важные качества личности как самооценка и уровень притязаний. В этой связи оценка действует по принципу
изменения самооценки, т.е. изменения мнений
и отношений к личности со стороны членов социальной группы, а оценочные и
самооценочные воздействия являются сильным корректирующим фактором поведения и
деятельности личности.
По А.И. Липкиной,
возрастная динамика самооценки учащихся
детерминирована не столько их объективными возможностями, сколько влиянием оценочных
воздействий учителя и
учеников класса. При этом
указывается, что ситуация успеха или неуспеха в учебной деятельности,
подкрепляемая низкими или высокими отметками учителя, неуклонно ведет к изменению уровня притязаний
учащихся.
Оценочная позиция
двоечника или отличника уже
к четвертому классу, по А.И. Липкиной, приобретает в их деятельности значение
глобального фактора, распространяющегося на весь процесс учения, в том числе и
получение отметки учеником. Б.Г. Ананьев считает, что разный уровень требований педагога к
учащимся с разной успеваемостью формирует у
них разный уровень притязаний. Так, сильные ученики в
текущей работе высоко оцениваются педагогами и поэтому образуют высокий
уровень притязаний, очень часто
влекущий за собой переоценку
собственных знаний и задержку в дальнейшем качественном продвижении.
Слабые учащиеся в текущей работе оцениваются педагогами низко, что способствует формированию у них низкого уровня притязаний: притязания стимулируются лишь четвертным учетом, имеющим для них слабо ответственное значение, их напряженная