Пользовательского поиска
|
прочность и сознательность
усвоения знаний, их связь с практикой, профессиональная подготовка и качество
изделий. Оцениваются также отношение учащегося к учению, выполнение Устава
общеобразовательного учреждения и Правил для учащихся, и других норм поведения.
Содержательная оценка -
это процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным эталоном
для: а) установления уровня и качества продвижения ученика в учении и б)
определения и принятия задач для дальнейшего продвижения. Такая оценка одновременно
становится стимулирующей для школьника, т.к. усиливает, укрепляет,
конкретизирует мотивы его учебно-познавательной деятельности, наполняет его
верой в свои силы и надеждой на успех. Содержательная оценка бывает внешней,
когда ее осуществляет учитель или другой ученик, и внутренней, когда ее дает
себе сам ученик. Оценочно-контролирующие операции осуществляются на основе
эталона. Эталон – это образец процесса учебно-познавательной деятельности, ее
ступеней и результата. Заданные и формируемые сначала извне, эталоны в
дальнейшем определяются в виде знаний, опыта, умений, становятся тем самым
основой внутренней оценки. Эталон должен обладать ясностью, реальностью,
точностью и полнотой.
Оценка учителя не сразу
приобретает для школьника содержательный смысл. Для этого необходимы такие
условия:
·
эталон,
которым оперирует учитель в своей оценочной деятельности в отношении школьника,
должен быть понятен самому школьнику; важно, чтобы представления учителя и
школьника об оцениваемом объекте совпадали;
·
доверие
школьника к учителю и его оценкам.
Разные способы организации
внешней оценки (коллективная оценка, взаимооценка одноклассников), основанные
на доверии к ученику, уважении его личности, вере в его силы, формируют в нем
серьёзное, заинтересованное отношение к критике, укрепляют чувство собственной
значимости в коллективе, осознание заботы о нем товарищей, учителей. При
формировании внутренней содержательной самооценки учеником своей учебной деятельности
особое значение приобретает раскрытие школьнику смысла, цели учения,
образования. Дело в том, что школьник, как правило, ориентируется на внешние, а
не на внутренние стороны жизни. Суть же учения – преобразование личности
учащихся, путем присвоения им знаний, умений и навыков, способов мышления и
деятельности.
В силу того, что воздействие оценки на развитие школьника
многосторонне, она может
обладать многими функциями.
По Б.Г. Ананьеву оценка
может быть: