Пользовательского поиска
|
результате которого
разработана система обучения в начальной школе не предусматривающая вообще
отметок. В обобщенном виде результаты творческого поиска представлены в работах
Ш.А. Амонашвили «Обучение. Оценка. Отметка» и «Школа жизни». В педагогической науке
такой подход
известен как содержательная (качественная) оценка знаний.
Все же необходимо
понимать, что предложенные Ш.А. Амонашвили подходы целиком отвечают
гуманистической педагогике и трудно на практике совместимы с решением проблемы
отметки в массовой школе в рамках традиционной авторитарной классно-урочной
системы.
В начале XXI века в русле
общего процесса модернизации российского образования вполне закономерно возник
вопрос о необходимости модификации существующей пятибалльной шкалы
Московская школа №1804
пошла по наиболее простому пути, заменив пятибалльную систему 12-ти бальной,
которая, по мнению педагогов, позволит расширить возможности отметок. В
московской школе №149 учителя математики по своему предмету ввели 20-ти бальную
систему отметок, взяв за основу французскую систему обучения.
Но, какую бы систему
отметок ни выбрали школы, отказавшись от традиционной оценки, все они исходят
из одного убеждения: современной педагогике тесно в рамках пятибалльной
системы, которая не способна настолько же полно отразить картину успеваемости
ученика, как, скажем 20- или 10-ти бальная система. Поэтому, в зависимости от
особенности учебного заведения, учителя изобретают собственные буквенные или
цифровые обозначения, главное – расширить возможности самой цифры или буквы,
чтобы они не превращались для детей в ярлыки (двоечник-отличник), а содержали в
себе информацию о действительной успеваемости школьника.
По другому обстоит дело со
школами, которые вводят так называемые «безотметочные оценки», т.к. убеждены,
что отметка – это наиболее удобный (для учителей и родителей) и в то же время
бестолковый (по отношению к ученику) способ оценки. Более того, в школе №91
убеждены, что отметка вредна для самого школьника, который привыкает совершать
усилия не ради достижений, а ради учительской оценки, тем самым попадая от нее
в психологическую зависимость. Любая отметка навязана школьнику извне и поэтому
мешает развитию самооценки. Педагоги стремятся к тому, чтобы каждое свое усилие
школьник оценивал самостоятельно и максимально объективно. Коллектив этой школы
не отказывается полностью от оценок, а чередуют системы оценок (то 5-ти
бальная, то 10-ти бальная, то вообще абстрактные звездочки).