Пользовательского поиска
|
это несколько раз; вызывает
двух-трех учеников к доске, чтобы те написали ту же самую букву и объяснили,
как надо ее писать; далее дети пишут эту букву в своих тетрадях, подражая
образцу, который учитель записал каждому. Упражняясь таким образом, дети усваивают
навык письма, а учитель все больше заботится о том, чтобы письмо детей было
каллиграфическим, красивым. Ребенку становится ясным, что такое красивое
письмо, он среди нескольких образцов письма своих товарищей может указать,
какой из них более красивый, и о своем письме тоже может судить — красивое оно
или нет. Таким образом, критерии в этой сфере у него возникают. Стало быть,
чего еще нужно — так возьми и пиши красиво! Но для ребенка остается загадкой
(он даже не догадывается, что есть такая загадка, разгадка которой так ему нужна)
— как идти к этим критериям, как учитель ведет его к нему, что у учителя
имеется в виду, чего он от него хочет, когда ему «одно и то же тысячу раз
объясняет»: «Смотри, как я пишу... начинаю с этой линии, закругляю... пиши
такие же буквы...» Ребенок, конечно, рад, когда учитель скажет ему: «Молодец,
ты исправляешь свое письмо!..» Но ему неизвестно, с чем учитель сравнивает
его продвижение, почему он так оценил результаты его сегодняшних стараний. И
так как, с одной стороны, младший школьник доверяет учителю, принимает его
авторитет, с другой же — у него самого нет мотива сомневаться в оценке учителя,
то получается, что знания, умения, навыки образуются и развиваются у него
через неполную, неполноценную учебную деятельность, так сказать, под диктовку,
через мало осознанные и долгие упражнения, эту деятельность познавательной не
назовешь, так как в ней мало поискового элемента, личностного подхода. Это в
лучшем случае есть учение, похожее на хождение по темному лабиринту. Вот почему
авторитарная педагогика нуждается в том, чтобы дети проявляли внимание,
следовали наставлениям учителя, слушались его, не задавали лишних вопросов.
Критерии бывают разного
рода, Амонашвили предлагает сгруппировать их по восходящей, иерархической
линии. В первую группу включаются критерии первоначальных достижений, во вторую
группу — критерии промежуточных достижений, в третью — критерии конечных
достижений. Нужно, чтобы критерии, будь они начального, промежуточного или
конечного результата, были заранее заложены в учебно-познавательную задачу.
Говоря иначе, при создании, разработке, обдумывании учебно-познавательной
задачи, учителя обязаны позаботиться о том:
·
как
сделать, чтобы учебно-познавательная задача, сохраняя уровни трудностей и,
таким образом, опасность возможных неудач одних детей, все же вела их к успеху,
от маленького успеха к большому; как сделать, чтобы возможные неудачи в решении
этой задачи не гасили в детях оптимизма в связи с будущими успехами;