Пользовательского поиска

рисунки и т.д.), идеальных (вкус, точка зрения, отношение, пред­ставление, воображение, опыт и т.д.), устных и письменных формах. Они могут быть объективно реальными, то есть обще­ственно признанными, или субъективно реальными, то есть плодами воображения и творчества, личностного идеала и пред­ставлений, личностного опыта и т.д.

Вечный вопрос о том, что хорошо и что плохо, что очень хорошо и что очень плохо, может быть разрешен только на базе критериев и отношений человека к ним. Люди в своей трудовой деятельности, в творчестве, в научном поиске, в общении друг с другом постоянно оперируют критериями: или выдвигают и обо­сновывают их, или имеют их в виду. Без наличия критериев об­мен информацией между людьми не может состояться, без них все формы человеческой деятельности распадутся, люди не смогут объясняться друг с другом. Обычный вопрос, который возника­ет в разговоре между людьми, в обсуждении ими каких-либо проблем — «Что вы имеете в виду?» — означает именно то, что из-за неясности критериев понять полный смысл передаваемой информации сложно, а порой даже невозможно.

Ясность, точность, пол­нота критериев оценки есть главнейшие мерила, по которым можно су­дить о качестве оценочной деятельности, о содержательности оценочных выводов и заключений.

Но все это из сферы жизни взрослых.

Как же быть взрослому с ребенком или ребенку со взрослым, тем более если этот взрослый является учителем, а ребенок - его учеником?

В процессе авторитарного обучения происходит следующее: учитель передает своим ученикам одну часть критериев, состав­ляющих суть учебных программ; учит он основам наук по прин­ципу: смотри и слушай внимательно, делай и думай со мной вместе, делай и думай, как я. Так он показывает, скажем, образ­цы письма букв, образцы чтения, образцы сложения и вычита­ния, решения задач и примеров, указывает на примеры поведе­ния, достойные подражания и т.д.

В традиционной дидактике и школьной практике прочно бытует мнение о том, что младшим школьникам нельзя показывать ошибочные формы того, что подлежит усвоению, ибо в силу, якобы, сильной впечатлительности и обостренной памяти ребенка показанная ему ошибочная форма может засесть в нем как правильная.

Итак, какую же группу критериев учитель не раскрывает своим ученикам и не возбуждает мотивационное отношение к ним? Это есть группа критериев, связанных с оценочными суждениями, с оценочной деятельностью. Возьмем пример из процесса усвоения детьми письма букв. Как это происходит? Обычная картина этого про­цесса такова: учитель показывает букву, пишет ее на доске, объ­ясняет процесс ее написания, повторяет

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта