Пользовательского поиска
|
рисунки и т.д.), идеальных
(вкус, точка зрения, отношение, представление, воображение, опыт и т.д.),
устных и письменных формах. Они могут быть объективно реальными, то есть общественно
признанными, или субъективно реальными, то есть плодами воображения и
творчества, личностного идеала и представлений, личностного опыта и т.д.
Вечный вопрос о том, что
хорошо и что плохо, что очень хорошо и что очень плохо, может быть разрешен
только на базе критериев и отношений человека к ним. Люди в своей трудовой деятельности,
в творчестве, в научном поиске, в общении друг с другом постоянно оперируют
критериями: или выдвигают и обосновывают их, или имеют их в виду. Без наличия
критериев обмен информацией между людьми не может состояться, без них все
формы человеческой деятельности распадутся, люди не смогут объясняться друг с
другом. Обычный вопрос, который возникает в разговоре между людьми, в
обсуждении ими каких-либо проблем — «Что вы имеете в виду?» — означает именно
то, что из-за неясности критериев понять полный смысл передаваемой информации
сложно, а порой даже невозможно.
Ясность, точность, полнота
критериев оценки есть главнейшие мерила, по которым можно судить о качестве
оценочной деятельности, о содержательности оценочных выводов и заключений.
Но все это из сферы жизни
взрослых.
Как же быть взрослому с
ребенком или ребенку со взрослым, тем более если этот взрослый является
учителем, а ребенок - его учеником?
В процессе авторитарного
обучения происходит следующее: учитель передает своим ученикам одну часть
критериев, составляющих суть учебных программ; учит он основам наук по принципу:
смотри и слушай внимательно, делай и думай со мной вместе, делай и думай, как
я. Так он показывает, скажем, образцы письма букв, образцы чтения, образцы
сложения и вычитания, решения задач и примеров, указывает на примеры поведения,
достойные подражания и т.д.
В традиционной дидактике и
школьной практике прочно бытует мнение о том, что младшим школьникам нельзя
показывать ошибочные формы того, что подлежит усвоению, ибо в силу, якобы,
сильной впечатлительности и обостренной памяти ребенка показанная ему ошибочная
форма может засесть в нем как правильная.
Итак, какую же группу критериев учитель не раскрывает своим ученикам и не возбуждает мотивационное отношение к ним? Это есть группа критериев, связанных с оценочными суждениями, с оценочной деятельностью. Возьмем пример из процесса усвоения детьми письма букв. Как это происходит? Обычная картина этого процесса такова: учитель показывает букву, пишет ее на доске, объясняет процесс ее написания, повторяет