Пользовательского поиска
|
Выявленные отклонения
позволяют выявить недостатки в структуре учебной деятельности, критические
темы. Учет успеваемости по изученной теме позволяет учителю сделать вывод о работе отдельных учащихся и класса в целом.
Л.И. Божович, анализируя динамику отметок, считает, что
многовершинность кривой отметок, ее
подъем в конце четверти свидетельствует
о доминировании мотива отметки и является показателем «погони за
отметками».
Таким образом, отметка -
самостоятельный феномен в учебно-воспитательном процессе, призванный выражать успеваемость учащихся.
2.3.
Критерии педагогической оценки
Критерий – (от греч.
krition – средство для суждения) – признак на основании которого производится
оценка, средство проверки, мерило оценки. В теории познания – признак истинности
или ложности положения.
Критерии составляют основу
оценочной деятельности, они служат ее ориентиром. «Оценивая результаты
собственных действий, - пишут американские психологи, - вы, как правило,
сравниваете их с определенным критерием, в качестве которого может выступать
прошлый опыт ваших собственных достижений. Когда в качестве образца для сравнения
выбирается собственный прошлый опыт субъекта, то говорят об автономных
критериях. Когда же собственные результаты сравнивают с достижениями других
людей, то говорят о критериях социального сравнения». Однако суть критериев
следует понимать более широко. Во-первых, при оценке происходит не только сравнение,
но и целое суждение, догадка, намечаются новые задачи и т.д. Во-вторых,
критериями служат не только образцы собственного прошлого опыта или образцы
достижений других людей, но и образцы другого рода или другого происхождения.
В приведенной цитате важно заметить то обстоятельство, что без критериев
оценочная деятельность невозможна. Без них оценка не может приобрести для
ребенка содержательный смысл, и потому она не может стать источником
внутреннего стимулирования.
Что такое критерии в этом контексте? Критерии — в первую очередь образец той материальной или идеальной действительности, которая составляет содержание обучения и подлежит усвоению школьниками. Далее, критерии есть образец тех процессов, учебно-познавательная деятельность и ее отдельные компоненты, умение, навык, мыслительная операция, способ деятельности и т. д., с помощью которых ребенок учится, присваивает человеческую культуру. Наконец, критерии есть основа для оценочной деятельности, аналитических и оценочных суждений для поиска других критериев. Критерии могут выступать в материальных (натурально), материализованных (символы, знаки, схемы,