Пользовательского поиска
|
спорным вопросом в теории
и практике школьного образования является проблема объективности школьных
бальных оценок. В методике преподавания считается, что для объективного
оценивания ответа ученика требуется лишь строго следовать заданным нормам,
которые содержатся в «Программах средней общеобразовательной школы». Однако,
даже первоначальный анализ выявляет размытость норм отметок, к тому же, в
указанной инструкции нет ни одного количественного критерия. О какой
объективности может идти речь?
В официальной педагогике
считается, что на оценку не должны влиять настроение учителя, личная симпатия к
ученику или антипатия.
Исследования показали, что
объективность выставляемых отметок зависит от мастерства учителя, т.к. опытные
учителя имеют в своем арсенале много методических приемов и средств и способны
учитывать большое количество факторов (критериев) при оценке.
Итак, отметка, являясь
частным случаем оценки, несет на себе в
учебно-воспитательном
процессе все ее
функции, как-то: стимулирующую,
ориентирующую, контролирующую, прогностическую, мотивационную,
воспитывающую и др.
Вместе с тем, являясь
самостоятельным феноменом в учебном процессе, отметка выполняет и специфические
функции. Рассмотрим их (см. приложение 1).
Отметка, в отличие от
других форм педагогической оценки, обладает
юридической силой. Эта функция отметки усиливается в связи с
отменой в настоящее время в учебных
заведениях характеристик учащихся.
Аттестат с отметками является единственным документом, при получении
которого учащиеся имеют право сдавать экзамены в высшие учебные заведения.
Ряд авторов отмечают, что отметка выполняет социальную функцию:
благодаря отметке ребенок начинает сознавать общественный,
государственный смысл учения, в результате чего он начинает вкладывать этот
общественный смысл в понятие своего долга перед родителями, школой,
обществом. Это способствует формированию у ребенка общественного
сознания.
Являясь показателем
успешности учебной деятельности школьников,
отметка вместе с тем выступает как характеристика деятельности учителя
как методиста и предметника.
Анализ отметок учащегося
по отдельной учебной дисциплине выявляет следующую динамику успеваемости: растущая, колеблющаяся падающая, стабильная.
По А.П. Беляевой, при правильном соотношении объема, сложности изучаемого
учебного материала и времени, отведенного учителем на его изучение, динамика
успеваемости школьников должна быть стабильной или растущей.