Пользовательского поиска
|
работа в этот период дает
обычно относительное продвижение, учитываемое в оценке педагогом.
Общая тенденция многих работ по проблеме
оценивания успешности учебной деятельности учащихся состоит в том, что одной из
ведущих функций оценки называется контроль
как условие формирования знаний и
умений у обучающихся
(П.Я. Гальперин, 1985; Н.В.
Кузьмина, 1993; А.А. Реан, 1993; В.А. Якунин, 1988 и др.). Это
объясняется тем, что
контроль, согласно теории
поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, 1985), входит в состав оценочных
действий как одна из его функциональных частей. Вместе с тем контроль выступает в качестве
основы формирования способности учащегося
к вниманию и развитию психических
познавательных процессов.
В психолого-педагогической
литературе по проблеме оценивания успешности учебной деятельности
учащихся выделяются и такие функции оценки
как: образовательная, воспитывающая (Г.И. Щукина, 1977), информационная (С.П. Безносов, 1982), направляющая (А.Г. Долманов, 1991),
мотивационная (К.В. Сапегин,
1994), поучительная (Т. Новацкий, 1979)
и другие.
2.2.
Отметка как количественный измеритель уровня знаний и умений учащихся
Условным отражение оценки
является отметка, обычно выраженная в баллах.
В отличие от других
способов оценивания, отметки учащихся
фиксируются в школьной
документации - классных журналах, протоколах экзаменов, ведомостях,
а также в личной документации учащихся - дневниках, свидетельствах, аттестатах, специально
выдаваемых справках.
Исторический анализ
показал, что зачастую под отметкой в российском образовании понималась оценка и
наоборот. Шкала отметок и жестка и формальна. Её главная задача – установить
уровень (степень) усвоения школьником единообразной государственной программы
образовательного стандарта. Она проста в использовании, понятна всем субъектам
образовательного процесса.
Оценка же может быть
максимально разнообразной, вариативной. Главная задача оценки (и в этом ее
основное отличие от отметки) – определить характер личных усилий учащихся,
установить глубину и объем индивидуальных занятий, содействовать корректировке
мотивационно-потребностной сферы ученика, сравнивающего себя с неким эталоном
школьника, достижениями других учащихся, самим собой некоторое время назад.
Этой задачи отметка не решает.
Оценка всегда направлена «во внутрь» личности школьника, а отметка обращена во вне, в социум. Оценка эмоциональна, отметка – подчеркнуто формализована. Еще одним