Пользовательского поиска
|
Оценка и отметка в современных
образовательных системах
Введение
Место оценивания в
развитии образовательной системы уникально, так как именно оно является
наиболее очевидным показателем уровня школьного образования, основным
индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной
связи. При этом под системой оценивания понимается не только шкала, которая
используется при выставлении отметок, и моменты, в которые отметки принято
выставлять, но в целом механизм контрольно-диагностической связи между
учителем, учеником и родителями по поводу учебной деятельности ребёнка, равно
как и его умения объективно определить свои успехи и неудачи. В общем, система
оценивания и самооценивания – это естественный механизм саморегуляции
образовательного процесса, что определяет его исключительную важность.
Учитывая все выше
сказанное, можно считать тему моей работы «Оценка и отметка в современных
образовательных системах» на сегодняшний день актуальной.
Дискуссия на тему оценки
знаний не раз проводилась в печати. Многочисленные рекомендации, а так же
споры, продолжающиеся уже не один десяток лет по проблемам «отметочного»
обучения в общеобразовательной школе, по-видимому, подходят к своему
завершению: информационно-методическое письмо Министерства Образования РФ от
03.10.2003г. №13-51-237/13 рекомендует ввести «безотметочное обучение по
физической культуре, изобразительному искусству, музыке».
«Ликвидация отметки
осуществит гуманистический подход к обучению и воспитанию учащихся», - читаем в
информационно-методическом письме. Каким же образом? Осуществляя безотметочное
оценивание по зачетной системе, школьнику внушается мысль о том, что можно
получить зачет, «не работая на уроке». Ведь «незачет» может быть выставлен
только в том случае, если ребенок не посещает школу, уроки. Если же «незачет»
будет выставлен по другим критериям, он наверняка вызовет в сознании ученика
только досаду, и, что еще страшнее, перерастет в нелюбовь к данным предметам
вообще. И еще один важный аспект. Попытка введения безотметочного обучения на
уроках формирует отношение общества: раз нет отметки, значит предмет неважный,
третьесортный, а поэтому, вроде бы не нужный.
Школьники уже привыкли (и это замечательно), что за свой труд они получают не только устное поощрение или замечание. Положительная отметка в дневнике и в классном журнале – огромный стимул, побуждающий ученика стараться больше работать на