Пользовательского поиска
|
Дух
соревновательности пронизывает жизнь школьника. В конце каждого учебного года
составляют списки учащихся в соответствии с академическими успехами. Особенно
почетно попасть в десятку лучших учеников класса.
Групповое
воспитание и обучение, соревнование отдельных групп школьников – своеобразное
выражение японского стиля управления школой. Этот стиль напоминает групповую
систему частного предпринимательства. В школе существует автоматическое
продвижение учащихся (из младшего в более старший класс). В японских школах
весьма незначительна доля второгодников и тех, кого выгоняют из школы.
Практически
все дети одновременно переходят из класса
в класс. Крайне редки случаи перехода учащихся из одной школы в другую,
что очень напоминает систему пожизненного найма, столь распространенную в
Японии.
Не
все в Японии безоговорочно соглашаются с практикой общинного воспитания, в
частности с групповым обучение.
Многим
старшеклассникам не по вкусу ставка на коллективизм, к которому они теряют
интерес. Некоторые педагоги, напротив, полагают, что увеличение
соревновательностью вредит нравственности учащихся.
Постоянное
состязание, утверждает, например, профессор Мигисима, вносит в школу нездоровое
соперничество, в результате школьный класс оказывается полем битвы, где сильный
унижает слабого, где утверждаются законы эгоизма.
Учитель
наставник должен следовать пяти заповедям:
·
формировать не столько нормы поведения,
сколько понимание образа жизни
·
обращать особое внимание на выработку навыков
самоанализа поведения, мыслей, чувств, способностей к самостоятельным и
ответственным поступкам
·
учить уважать интересы других людей
·
воспитывать учеников в процессе групповой
деятельности
·
приучать их воспринимать как свои собственные
интересы и проблемы группы.
Предполагается,
что учебно-воспитательный процесс, школьная жизнь должны содействовать росту
духовно богатой личности.
Поэтому
школа Японии идет по пути реструктуризации и модернизации учебных программ.
Обучение отдельным предметам должно включать элементы нравственного воспитания.
Акцент сделан на предметах гуманитарного цикла. С этой целью в содержании
образования вводятся новые материалы, в частности, по экологии, сек5сологии.
Противоядием
от жестокости и насилия остаются занятия по литературе, учебным предметам,
связанным с искусством, на которых воспитывается уважение к духовным ценностям.