Пользовательского поиска
|
В
сегодняшней Японии идет активная переоценка педагогических функций общества,
школы, семьи.
Родители
– полноправные и активные участники детской жизни. На перекрестках дорог,
ведущих в школу, утром и вечером дежурят озабоченные мамы с желтыми флажками в руках.
Они регулируют поток школьников, спешащих в школу, или домой. Родители
становятся персональными тренерами детей, готовят их к соревнованиям.
Спортивные
секции действуют наподобие семейной общины. Во главе – родитель, члены секции –
учащиеся от малолеток до студентов. Занятия всегда совместные.
Жизнь
родителей после поступления ребенка в школу решительно меняется. Они вливаются
в новую социальную ячейку – содружество учеников. Это налагает на семью много
новых обязанностей. Родителям надлежит систематически исполнять различные
поручения школы: участие в экскурсиях, уборка двора и здания школы вместе с
детьми, генеральные субботники, приобретение школьной формы и учебных
принадлежностей, проведение спортивных состязаний и праздников.
Есть
зона в школе, куда вход родителям закрыт. Это все, что касается учебного
процесса (программы, формы, методы обучения). В остальных сферах жизни школы за
родителями признается особая роль. При этом учителя регулярно прибегают к
помощи родителей.
Школа
– центр жизни ребенка в будни, выходные и каникулы. Здесь назначаются встречи,
здесь можно соревноваться, устраивать фестивали.
Уроки
начинаются в 9 часов утра. Но приходить надо на час раньше. Это время уборки,
школьники моют класс. Никто не может уклониться.
Кроме
ежеутренней уборки в ходу различные субботники: расчистка школьного двора, сбор
тары, макулатуры, благотворительные акции.
Пожизненное
воспитание имеет древние национальные корни. Еще в начале века японское
общество стало приводить в действие кроме школьных структур иные рычаги
воспитания и образования, иначе говоря, внешкольное обучение. Идеи внешкольного
обучения, или социального воспитания, получили развитие вскоре после второй
мировой войны в виде создания «классов молодежи», курсов при библиотекарях,
музеях, культурных центрах.
Традиции
внешкольного обучения, социального воспитания удачно влились в концепцию
пожизненного воспитания, которая была сформулирована в конце 60-х годов мировым
сообществом. В настоящее время эта концепция – один из краеугольных камней
школьной политики Японии.