Пользовательского поиска

условий, которые отражают особый характер их взаимо­действия, что, в конечном счёте, приводит к возникновению качественного своеобразия отношений и соответствующих им чувств прекрасного, трагиче­ского, комического и т.д.

Реальный предметный мир не только объект направленности нравственных чувств, но и фактор, обусловливающий их характер вплоть до со­става тех эмоциональных реакций, через которые они реализуются. Нравственные чувства отличаются конкретно-исторической определённостью, складывающейся в зависимости от изменчивости того круга нравственных объектов, на основе переживания которых формируются эти чувства. Роль объективного момента в содержании нравственных чувств состоит и в том, что он определяет общую тенденцию их развития, выражающуюся не только в их изменчивости, но и постепенном усложнении, обогащении. Возникая в процессе социализации личности, нравственные чувства, прежде всего, запечатлевают социальный опыт взаимоотно­шений человека и мира, но в них вплетён и личностный момент, так как каждый индивид, формируясь в определённой микросреде, воспитываясь на своеобразных нравственных и эстетических традициях, обладает не­повторимым опытом нравственных переживаний. Эмоциональная форма отражения обусловливает зависимость нравственных чувств от психологи­ческих параметров личности. Определить точное наименование пережива­ния возможно только через чёткое описание ситуации, признаков и ха­рактера человеческого поведения относительно этой ситуации.

Подчёркивая интеллектуальный характер нравственных чувств, о них часто пишут как о чувствах-катарсисах, описывая эмоциональное состояние по ходу эстетического созерцания, отмечают наличие особых интеллектуаль­ных актов в этом процессе. Любое переживание, будучи непосредственной реакцией на внешнее воздействие, стимулирует непроизвольное отношение или ответное действие, а действие, согласованное с объективным» свойствами предметов и явлений, возможно только на основе определённой инфор­мации об объекте — в этом и заключается «мудрость» чувств.

Говоря о характере восприятия искусства, известный российский фи­лософ Н.И. Киященко ориентирует на две основные тенденции, побуж­дающие чувства: чувственное восприятие и интеллектуальное. Сложно го­ворить о доминанте какой-либо из них, но единство синтеза непременно присутствует.

«Удивительно цельное и сильное чувство движения нарастания на­

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта