Пользовательского поиска
|
условий,
которые отражают особый характер их взаимодействия, что, в конечном счёте,
приводит к возникновению качественного своеобразия отношений и соответствующих
им чувств прекрасного, трагического, комического и т.д.
Реальный
предметный мир не только объект направленности нравственных чувств, но и
фактор, обусловливающий их характер вплоть до состава тех эмоциональных
реакций, через которые они реализуются. Нравственные чувства отличаются
конкретно-исторической определённостью, складывающейся в зависимости от
изменчивости того круга нравственных объектов, на основе переживания которых
формируются эти чувства. Роль объективного момента в содержании нравственных
чувств состоит и в том, что он определяет общую тенденцию их развития,
выражающуюся не только в их изменчивости, но и постепенном усложнении,
обогащении. Возникая в процессе социализации личности, нравственные чувства,
прежде всего, запечатлевают социальный опыт взаимоотношений человека и мира,
но в них вплетён и личностный момент, так как каждый индивид, формируясь в
определённой микросреде, воспитываясь на своеобразных нравственных и
эстетических традициях, обладает неповторимым опытом нравственных переживаний.
Эмоциональная форма отражения обусловливает зависимость нравственных чувств от
психологических параметров личности. Определить точное наименование переживания
возможно только через чёткое описание ситуации, признаков и характера
человеческого поведения относительно этой ситуации.
Подчёркивая
интеллектуальный характер нравственных чувств, о них часто пишут как о
чувствах-катарсисах, описывая эмоциональное состояние по ходу эстетического
созерцания, отмечают наличие особых интеллектуальных актов в этом процессе.
Любое переживание, будучи непосредственной реакцией на внешнее воздействие,
стимулирует непроизвольное отношение или ответное действие, а действие,
согласованное с объективным» свойствами предметов и явлений, возможно только на
основе определённой информации об объекте — в этом и заключается «мудрость»
чувств.
Говоря
о характере восприятия искусства, известный российский философ Н.И. Киященко
ориентирует на две основные тенденции, побуждающие чувства: чувственное
восприятие и интеллектуальное. Сложно говорить о доминанте какой-либо из них,
но единство синтеза непременно присутствует.
«Удивительно цельное и сильное чувство движения нарастания на