Пользовательского поиска
|
роли
музыкального искусства в процессе их становления позволяет выяснить их
социальную природу, в результате чего определены некоторые специфические
особенности этого вида высших чувств. «Анализ процессов эстетического
восприятия и творчества (Н.З. Короткое, Я.В. Ратнер, Л.Б. Шульц) даёт
представление об их функциональной роли и позволяет отойти от исследования
отдельных сторон проблемы к целостному её изучению в основных её аспектах.
Весьма показательной в этом отношении является работа С.Х. Раппопорта
«Искусство и эмоции», в которой ставится вопрос о генетических истоках и
гносеологических возможностях высших социальных чувств вообще и эстетических в
частности».
Цель
данных обобщений состоит в том, чтобы, во-первых, уточнить представление об
эстетических чувствах в свете последних исследований эмоциональной сферы
созидания в психологии, во-вторых, выяснив содержательную и структурную
специфику эстетических чувств, определить их социальную роль и место в
структуре эстетического сознания личности.
Следует обратить особое внимание на характеристику психологической стороны явления, так как именно неточность определения самого понятия «чувство» является источником самых разноречивых мнений в определении природы, содержания и структуры нравственного чувства. Необходимо указать на недопустимость синонимичного употребления терминов «эмоция» и «чувство». «Следуя всё шире входящему в научный обиход мнению о различии эмоций и чувств как относительно самостоятельных образований эмоциональной сферы (А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон, А.Г. Ковалёв, Г.Х. Шингаров), необходимо их чётко разграничивать в нескольких аспектах. Эмоции и чувства различаются в генетическом плане как первичные и вторичные образования. Они представляют собой относительно самостоятельные явления психики: эмоция — динамический процесс, особая ситуативная реакция организма, чувство — устойчивое психическое образование (П.М. Якобсон), свойство личности (А.Г. Ковалёв), только реализующееся через те или иные эмоциональные реакции. Эмоции и чувства обладают также разными гносеологическими возможностями. Если переживание как форма эмоционального отражения действительности в первом случае детерминировано воздействием внешнего мира и является его своеобразным отражением, то содержание данного отражения ещё не имеет предметного характера, ему не свойственно качество идеального». Эти признаки присущи