Пользовательского поиска
|
Целенаправленное
воздействие музыкального искусства на учащихся предполагает активность и
глубину его восприятия, а также формирование и развитие самостоятельной
художественной деятельности. Важная роль отводится музыкально-нравственному
просвещению учащихся на уроках. Нравственное просвещение на уроках по ряду
причин носит ограниченный характер, зато во внеклассной работе для него
открываются большие возможности: беседы, утренники, клубы друзей искусства,
выходы в музеи, картинные галереи, концертные залы.
Беседы
по искусству несут в себе, как правило, два вида воздействия: на интеллект и на
чувства младших школьников. В методическом отношении важно, чтобы
прослушивание музыки, показ произведений искусства, то есть непосредственное
обращение к чувствам учащихся, шли бы параллельно с размышлением об искусстве.
Наиболее
действенной формой познания основ эстетики является чтение книг по искусству. А
значит, чтение специальной музыкальной литературы учащимися должно
направляться учителем.
«Исследования
российских педагогов показали, что правильно поставленный процесс обучения
ведёт к развитию в человеке тех качеств, которые необходимы для успешной
деятельности в какой-то определённой области. Решающее значение при этом имеет
умение учителя осуществлять руководство познавательным процессом, воспитывать
учащихся через осмысленное, активное, целенаправленное усвоение
музыкально-нравственных ценностей».
Среди форм нравственного просвещения учащихся, как в классной, так и во внеклассной работе особая роль принадлежит возможности непосредственного восприятия искусства. Речь идёт о просмотре музыкальных кинотелефильмов, прослушивании музыки и художественном чтении, посещении выставок произведений изобразительного искусства, театра. Основное назначение этих форм нравственного воспитания состоит в обогащении и дифференциации чувственного опыта младших школьников. «Опыт школ убеждает в том, что систематическое слушание, например, классической музыки постепенно приводит учащихся к её пониманию и развивает интерес к ней. Следует, однако, учесть, что любое непосредственное восприятие произведений искусства требует известного предварительного и сопутствующего просвещения, но этот рациональный момент не должен оттеснять эмоционального восприятия произведений искусства. При подготовке и проведении музыкальных утренников,