Пользовательского поиска
|
ребёнка,
как гармоничное развитие умственных способностей, нравственных норм,
эстетического отношения к жизни и искусству в целом - необходимые условия
формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом
способствует и правильная организация воспитания детей младшего школьного
возраста.
Нравственное
воспитание направлено на развитие способностей младших школьников воспринимать,
чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески
самостоятельно действовать, приобщать тем самым к различным видам
художественной деятельности. И музыкальное искусство является одним из ярких
средств нравственного воспитания младших школьников. Чтобы оно выполнило эту
важнейшую функцию, надо развивать у ребёнка общую музыкальность. Каковы же
основные признаки общей музыкальности?
Первый
признак музыкальности — способность чувствовать характер, настроение
музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное
отношение, понимать музыкальный образ.
Музыка
волнует слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями,
рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъём, а
песня «Перепёлочка» заставляет грустить, вызывая сочувствие, сопереживание. «Услышав
печальную песню Л. Бетхена «Сурок» в исполнении взрослого, ученик сказал:
«Человек о своей грусти поёт». Значит, ребёнок почувствовал настроение песни,
передающей душевное состояние человека».
Второй
признак музыкальности — способность вслушиваться, сравнивать, оценивать
наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной
музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного
на те или иные средства музыкальной выразительности.
Третий признак музыкальности - проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, в игре на инструменте. Например, каждый ищет выразительные интонации, характерные для бодро марширующих школьников (А. Пахмутова «Орлята учатся летать»), тяжело ступающего медведя и подвижных зайчиков пьесе для детей (Д. Кабалевский «Зайчик дразнит медвежонка»), в песенно-игровой ситуации (русская народная песня «Со вьюном