Пользовательского поиска
|
принимают
как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая.
Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка,
помогающего людям лучше понимать друг друга».
И в
этом вторая особенность музыки — объединять людей в едином переживании, стать
средством общения между ними. Музыкальное произведение, созданное одним
человеком, вызывает определённый отклик в душе другого. И это прекрасно.
«Великий русский композитор П.И. Чайковский говорил: «Я желал бы всеми силами
души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей,
любящих её, находящих в ней утешение и подпору». И дальше: «Может быть,
никогда в жизни я не был так польщён и тронут в своём авторском самолюбии, как
когда Лев Толстой, слушая Анданте моего квартета и сидя рядом со мною, залился
слезами».
Яркие
художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств
человека, способные вызывать эмоциональный отклик, воздействуя на нравственную
сторону души, становятся источником и средством воспитания культуры младших
школьников.
Третья
особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича, это её «прекрасный
своеобразный язык». Сочетая выразительную, яркую мелодию, гармонию,
своеобразный ритм, композитор выражает своё мироощущение, своё отношение к
окружающему. Именно такими высокохудожественными произведениями музыкального
искусства обогащаются младшие школьники, что позволяет активно формировать их
музыкально-нравственную культуру.
Способна
ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Скорее всего,
нет. И в этом ещё одна её особенность. Каждый школьник по-своему проявляет
интерес и увлечение музыкой, отдаст предпочтение какому-либо музыкальному
жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определённый опыт
слушания. Однако, как учат читать, писать, считать, рисовать, так надо учить
узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие
образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Активное
восприятие — это умение следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться
постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается
музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой,
художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.
Музыкальное искусство как средство всестороннего развития личности