Пользовательского поиска
|
вокупности
отношений людей к природе, между собой и к самим себе».
Из
первоначального нерасчленённого (синкретического) сознания людей в ходе
исторического развития общества стали постепенно вычленяться отдельные формы
общественного сознания, дифференцироваться отдельные области духовной жизни
людей. Нравственные чувства, эмоции, переживания и воззрения сложились в особую
форму общественного сознания, в которой отражались нравственные отношения
человека к действительности. Эта форма и есть искусство.
Надо
заметить, что нравственные эмоции вызываются не только одним искусством,
нравственные чувства человека возникают в момент общения с природой, со всей
реальной действительностью, но именно искусство, вызывая нравственные
отношения человека к себе, способно наиболее полно и всесторонне
воздействовать на личность.
Искусство
как одна из форм общественного сознания представляет собой художественное
познание и воспроизведение мира, не простое отражение действительности, а
художественное творчество, созидание, особый род нравственной деятельности. В
этом состоит сущность, своеобразие искусства как одной из форм общественного
сознания, в этом социальная природа искусства и место, которое оно занимает в
жизни общества.
Правильные
ответы на эти вопросы в состоянии дать и даёт лишь нравственность, основанная
на материалистическом понимании природы, общества и человеческого мышления.
Своеобразие искусства определяется его предметом, содержанием, формой, его социальным назначением. Искусство как и любая другая форма3 общественного сознания отражает общественное бытие. Природа, люди с их поступками, отношениями, общественные условия их жизни, иными словами, жизнь во всей её полноте служат объектом художественного познания и нравственной оценки. Красивые явления, предметы, сам человек как высшее проявление прекрасного существуют объективно. Но замечать и чувствовать эту красоту, наслаждаться ею и сознательно творить по её законам — способность, присущая только человеку с высоко развитым нравственным вкусом. Она возникла и развивалась в обществе в тесной связи с общественно-исторической практикой. Нравственную потребность в познании и наслаждении прекрасным, изменение действительности по законам красоты вызывает любая правильно организованная творческая деятельность человека, однако наиболее мощным