Пользовательского поиска
|
была
в песне, и так покоряла она и влекла к певцу, что вокруг него, как
зачарованные, стояли дикие звери, покинувшие леса и горы. Птицы слетелись
слушать Орфея. Даже деревья сдвинулись с места и окружили Орфея: дуб и тополь,
стройные кипарисы, сосны и ели толпились кругом и слушали певца; ни одна ветка,
ни один лист не дрожал на них. Вся природа казалась очарованной дивным пением и
звуками кифары Орфея».
В
древней Греции за несколько веков до нашей эры были созданы замечательные, в
чём-то до сих пор непревзойдённые произведения искусства. Затем стали
появляться попытки дать объяснение этому необычайному явлению. Начинала
зарождаться специальная наука. Занималась она в то время только искусством и
его закономерностями и называлась «поэтикой». Великий мыслитель Аристотель в
своем классическом сочинении «Поэтика» подчёркивал, что основная задача
художника в любом виде искусства состоит в подражании действительности. А это
означает, «во-первых, — познание мира, во-вторых, — его воспроизведение в
красках, звуках, цветах, словах, мелодиях». Однако общее значение
названия «поэтика» за новой формирующейся наукой всё-таки не утверждалось.
Наблюдая,
например, солнечные восходы и закаты, горные и морские пейзажи, слушая пение
птиц, люди ощущали воздействие, аналогичное тому, которое производит искусство.
И поскольку главным качеством, вызывающим такое предпочтение, была красота, то
параллельно с поэтикой возникло и новое название — «наука о красоте» или, как
говорили некоторые, «теория красоты». В середине восемнадцатого века немецкий
ученый Баумгартен предложил определение этой науке, взяв за основу оказываемое
воздействие, которое он назвал эстетическим. Так появилось название «эстетика»,
получившее широкое распространение.
Слово
«эстетика» происходит от греческого глагола «ощущаю», «воспринимаю». Эстетика
тесно связана с эстетическим воспитанием подрастающего поколения. Каждый вид
искусства обладает своей неповторимостью по специфике. Специфичность
эстетического воспитания в том, что оно формирует у учащихся понимание
красоты, утончённости и обострённости мировосприятия, духовные потребности и
интересы, эмоционально-эстетическое отношение к действительности и искусству,
развивает творческие способности, чувства песен.
«Чувство изящного, — писал В.Г. Белинский, — есть условие челове