Пользовательского поиска
|
на
«Я». Праздничное, жизнерадостное чувство возникает чаще всего с ощущения
единения. Ярким примером может служить восприятие финала оперы «Иван Сусанин»
М. Глинки «Славься, славься, ты Русь моя!». Чувство страха в его биологическом
и физиологическом смысле (как сигнал тревоги для всего организма перед реальной
или воображаемой опасностью) входит в состав переживания чувства трагического.
Но человеческий страх уже нельзя никак приравнивать к чисто животной реакции.
Ещё Декарт и Спиноза связывали это чувство с надеждой, т.е. относили его к
«вторичным чувствованиям», особенностью которых было наличие в их составе
понятий и идей. Трагическая ситуация тем и специфична, что страх связан с
явлениями, которые угрожают не просто физической гибелью, а человеческим надеждам,
стремлениям, идеалам, тому, что «дороже жизни» (К.Д. Ушинский). Страдание в
этом переживании имеет духовный характер, а главное, в этой ситуации нет страха
как «бегства сил души перед препятствиями». Оптимизм трагедии как раз связан с
тем, что страх прёодолён, человек находит в себе силы превозмочь и отчаяние,
которое вызвано величиной опасности, и ужас, связанный с его приближением, и
выходит на борьбу с силами зла в социальной жизни, чтобы даже самой дорогой
ценой отстоять то, что для человека «дороже жизни». Примером здесь может
служить фрагмент арии Сусанин.) «Чуют правду...».
Включённые
в состав психологических образований, а ими являются высшие социальные чувства,
эмоциональные реакции изменяются и в чисто физиологическом плане, их психофизиологические
показатели отличаются от показаний реакций на биологическом уровне. «Так, ещё
Л.С. Выготским было подмечено, что именно задержка наружного проявления
является отличи-тельнейшим симптомом художественной эмоции при сохранении её
необычайной силы». Подтверждением тому служит внутренне эмоционально насыщенный,
но внешне сдержанный фрагмент арии Сусанина «...Ты взойдёшь, моя заря,
последняя заря...».
Надо заметить, что удивительную силу воздействия музыкального искусства люди заметили много столетий назад. Из глубины веков дошёл до нас миф о вдохновенном Орфее-музыканте. Не только люди, но и вся природа была подвластна чарам его музыки. «Однажды, ранней весной - говорится в мифе, — когда первая зелень пробилась на деревьях, сидел великий певец на высоком холме. У ног его лежала золотая кифара. Поднял её певец, тихо ударил по струнам и запел. Вся природа заслушалась дивного пения. Такая сила звучания