Пользовательского поиска
|
пряжения
в «Болеро» М. Равеля или угасания жизни в «Лебеде» К. Сен-Санса», — пишет Н.
Киященко. — Таковыми могут быть музыкальные мотивы, запечатленные памятью по
окончании оперного спектакля... Запоминание происходит лишь тогда, когда
эмоциональное воздействие превышает порог эмоционального развития данного
конкретного слушателя, читателя, зрителя. Причём как бы не складывалась в
дальнейшем его жизнь, это эмоциональное впечатление, особенно полученное
впервые, навсегда сохранит присущую ему однозначность... Всякий, кому хоть раз
в жизни посчастливилось увидеть Г.С. Уланову в «Жизели» или «Умирающем
лебеде», никогда уже не забудет чарующей гармонии музыки, жеста, движения. И
первые же такты музыки Адана и Сен-Санса мгновенно вызывают в эмоциональной памяти
эти образы: музыка и Уланова, Уланова и музыка слиты в этих эмоциональных
состояниях нераздельно».
Но
взаимосвязь познавательного оценочного моментов не исчерпывается той
причинно-временной последовательностью, которая выражается в том, что непосредственное
переживание возникает при условии не только знания об объекте, но и осознания
потребностей и интересов субъекта. Оно выступает как единственное и достаточное
основание эстетической оценки, которая позднее существует и в рациональной
форме. Сложная диалектика рационального и эмоционального в акте эстетического
созерцания заключается в том, что эстетическое восприятие не ограничивается
уровнем чувственного контакта объекта и субъекта. Эстетическое созерцание -
только первый этап этого акта, а эмоциональная оценка индивидуализированного
облика эстетического объекта — только условие перехода на второй его этап, где
происходит постижение эстетической ценности, которая по своей природе духовна,
и поэтому воспринимается не зрением, а «умозрением» (М.С. Каган). Высшие
чувства определяются не непосредственно, а в составе тех переживаний, на
основе которых складывается чувство прекрасного или трагического.
Возникновению этих чувств предшествует процесс проявления так называемых
простейших или элементарных чувств, в качестве которых вы-
ступает чувство ритма, мелодии, лада и т.п. Эмоциональная реакция как психофизиологическое явление чаще всего оказывается внешней формой выражения некоторых процессов умственной деятельности. Так, «пусковым механизмом» смеха служит определённая мыслительная операция — остроумие, а сочувствие, сопереживание, участие — мыслительные операции, направленные