Пользовательского поиска

пряжения в «Болеро» М. Равеля или угасания жизни в «Лебеде» К. Сен-Санса», — пишет Н. Киященко. — Таковыми могут быть музыкальные мо­тивы, запечатленные памятью по окончании оперного спектакля... Запоми­нание происходит лишь тогда, когда эмоциональное воздействие превышает порог эмоционального развития данного конкретного слушателя, читателя, зрителя. Причём как бы не складывалась в дальнейшем его жизнь, это эмо­циональное впечатление, особенно полученное впервые, навсегда сохранит присущую ему однозначность... Всякий, кому хоть раз в жизни посчастливи­лось увидеть Г.С. Уланову в «Жизели» или «Умирающем лебеде», никогда уже не забудет чарующей гармонии музыки, жеста, движения. И первые же такты музыки Адана и Сен-Санса мгновенно вызывают в эмоциональной па­мяти эти образы: музыка и Уланова, Уланова и музыка слиты в этих эмоцио­нальных состояниях нераздельно».

Но взаимосвязь познавательного оценочного моментов не исчерпыва­ется той причинно-временной последовательностью, которая выражается в том, что непосредственное переживание возникает при условии не только знания об объекте, но и осознания потребностей и интересов субъекта. Оно выступает как единственное и достаточное основание эстетической оценки, которая позднее существует и в рациональной форме. Сложная диалектика рационального и эмоционального в акте эстетического созерцания заключа­ется в том, что эстетическое восприятие не ограничивается уровнем чувст­венного контакта объекта и субъекта. Эстетическое созерцание - только пер­вый этап этого акта, а эмоциональная оценка индивидуализированного обли­ка эстетического объекта — только условие перехода на второй его этап, где происходит постижение эстетической ценности, которая по своей природе духовна, и поэтому воспринимается не зрением, а «умозрением» (М.С. Ка­ган). Высшие чувства определяются не непосредственно, а в составе тех пе­реживаний, на основе которых складывается чувство прекрасного или траги­ческого. Возникновению этих чувств предшествует процесс проявления так называемых простейших или элементарных чувств, в качестве которых вы-

ступает чувство ритма, мелодии, лада и т.п. Эмоциональная реакция как пси­хофизиологическое явление чаще всего оказывается внешней формой выра­жения некоторых процессов умственной деятельности. Так, «пусковым ме­ханизмом» смеха служит определённая мыслительная операция — остро­умие, а сочувствие, сопереживание, участие — мыслительные операции, на­правленные

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта