Пользовательского поиска
|
слишком
медленно меняют свой внутренний уклад в ответ на поступающие извне
запросы".
По
словам Кумбса, мировая практика наглядно свидетельствует, что "изменения
внутри систем образования во многих странах были скорее результатом внешнего
вмешательства, чем собственной инициативы". О том же свидетельствует и
опыт России, где все реформаторские усилия всегда приходили в образование извне
с тем, чтобы привести его в соответствие с потребностями развития страны.
Суммируя мировой опыт социального реформирования и развития образования, опыт
взаимоотношений образования и общества, К.Д. Ушинский еще в 1857 году писал:
"Не педагогика и не педагоги, но сам народ и его великие люди прокладывают
дорогу в будущее: воспитание только идет по этой дороге и, действуя заодно с
другими общественными силами, помогает идти по ней отдельным личностям и новым
поколениям".
Итак,
окончательное понимание предстоящей модернизации образования как императива
образовательной политики на современном этапе развития России созрело у
реформаторской части российского правительства в начале последнего года
ушедшего века. Это понимание отразилось в подготовленной Центром стратегических
разработок программе модернизации образования (Я.Кузьминова - Г.Грефа). Однако
из-за разногласий в правительстве данный, безусловно перспективный документ, не
был выпущен в свет. Одобренный протокольно на заседании правительства 28 июня
Между
тем уже месяц спустя (26 июля) было издано правительственное распоряжение
№1072-р с "Планом действий Правительства РФ в области социальной политики
и модернизации экономики на 2000-2001 годы". Раздел "Реформирование
образования" этого плана был весьма примитивным и на несколько порядков
уступал программе Кузьминова - Грефа. Более того, в нем отчетливо слышались
явные отголоски экономического радикализма образца 1997 г., в частности в
нарушении конституционных прав на общее образование родителям предлагалось
"софинансировать" обучение учащихся гимназий и им подобных школ.
Однако не этот близорукий экономический радикализм, вновь вызвавший бурную негативную реакцию общества, оказался основным препятствием на пути модернизации образования. Главным ее тормозом стала усиленно пробиваемая с конца 1998 г. Министерством образования и руководством Российской академии образования идея перехода к 12-летнему школьному обучению. Эта идея,