Пользовательского поиска
|
жизни
и потребностям развития страны, повернутой лицом, а не спиной к интересам
личности, общества, государства.
При
этом надо отчетливо осознавать еще одну фундаментальную задачу модернизации,
диктуемую вхождением образования в принципиально новую стадию своего развития.
На современном этапе общественной жизни и своей собственной истории образование
становится не только важнейшей социальной сферой, но и в прямом смысле
важнейшей экономической отраслью. Оно играет все более важную роль в накоплении
и развитии человеческого капитала, который в развитых странах составляет более
75% национального богатства, оставляя на долю физического (воспроизводимого)
капитала 10-20 и на долю природного фактора - до 5%.
Благосостояние
России держится вполовину (50%) на человеческом капитале, 10% дает
воспроизводимый капитал и 40% обеспечивает природа. Перспективы роста
благосостояния страны - на пути увеличения значимости человеческого капитала в
России, а следовательно, значимости российского образования. Этот путь становится
реальным только при масштабной модернизации отечественного образования.
Вывод
из всего сказанного очевиден: комплексная, глубокая модернизация образования -
императив образовательной политики России на современном этапе, ее главное
стратегическое направление.
Ключевые
условия реализации этого императива - возвращение государства в сферу
образования и активизация общественного участия в ее развитии. Ибо модернизация
образования - это отнюдь не ведомственная, не отраслевая, а общенациональная
задача. Это масштабная акция государства, проводимая при интенсивном содействии
общества. Она должна привести к достижению нового качества российского
образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и
перспективным запросам современной жизни страны.
И здесь не нужно драматизировать неизбежность "внешних усилий", если мы хотим реальных изменений в образовании. Это - закономерность. Само образование, как показал весь исторический опыт его развития, не может ни реформировать, ни модернизировать себя изнутри. Такова его природа. Не говоря уже о том, что интересы системы образования далеко не всегда совпадают с интересами государства и общества в образовании. Как отмечал известный американский исследователь и деятель образования Ф.Г. Кумбс, образование обычно "упрямо противится нововведениям в своей собственной области", что периодически ставит его перед лицом кризиса. Из-за "инертности, присущей системам образования, они