Пользовательского поиска
|
необходимого. Попытка 1997 г.
"что-то сделать" с образованием бесследно канула в Лету. Однако
рудименты экономического радикализма, как мы увидим далее, в значительной мере
остались в образовательных программах правительства.
Итак, произошедший в 90-х годах
общесистемный социально-экономический кризис не только существенно затормозил
позитивные процессы в образовательной сфере, запущенные Законом 1992 г.
"Об образовании", но и во многом вывел эту сферу за рамки
государственных и общественных интересов. Образование, по сути, оказалось
брошенным на произвол судьбы, и вынуждено было заняться самовыживанием, все
более абстрагируясь от реальных потребностей страны.
В результате произошел двойной разрыв:
1.
отрыв
образования от государства - в значительной мере по вине самого государства,
которое ушло из образования; государственная образовательная политика
редуцировалась до ведомственной политики, обслуживающей преимущественно
интересы отрасли, а не страны;
2.
отрыв
образования от общества - в значительной мере по вине самого образования,
поскольку ведомственная политика мало учитывала интересы общества. Вместе с тем
и само общество в условиях социального кризиса оказалось неспособным
воздействовать должным образом на сферу образования, стать действенным
субъектом образовательной политики.
Этот
разрыв в системе государство - образование - общество имел, по меньшей мере,
три серьезнейших негативных последствия для образования.
Во-первых,
он обрек систему образования на экономическое оскудение и сделал ее
полузакрытой структурой, нацеленной в основном на самообслуживание и
самовоспроизводство.
Во-вторых,
он превратил сферу образования в зону наибольшей социальной напряженности -
учительские забастовки в общем показателе российских стачек постоянно
зашкаливают за 90-95%.
И,
в-третьих, он привел к существенному снижению эффективности и качества
образования, к его оторванности от реальных потребностей современной жизни
страны.
В этой оторванности образовательной отрасли от потребностей страны и состоит сегодня основная коллизия российского образования, которую и призвана разрешить модернизация образования. Она должна преодолеть то нынешнее состояние нашей