Пользовательского поиска
|
1.
потребностей
развития страны. В этом плане задачи модернизации образования приобретают
максимальную общенациональную значимость. Ибо мы проходим развилку, где
определяется, будет ли образование стимулом стагнации общества или фактором его
экономического роста и благосостояния, фактором конкурентоспособности и
национальной безопасности страны.
Такая постановка вопроса может
показаться излишне жесткой: ведь мы привыкли к мысли, что у нас "самое
лучшее в мире образование". Но, увы, даже "самое лучшее" имеет
свойство стареть. Таков закон жизни. И здесь в пору вспомнить известное
кэрролловское правило: "Если хочешь оставаться на месте - надо бежать со
всех ног; если хочешь продвигаться вперед - надо бежать в два раза
быстрее".
Имея в виду названные второе и третье
измерения модернизации образования, нетрудно констатировать, что ее
технологические задачи сегодня многократно усложняются в сравнении с 1992
годом. Предстоит одновременно и обеспечить проведение в жизнь нереализованных с
1992 г. положений Закона РФ "Об образовании", и разгребать в
образовательной отрасли те завалы, которые остались от общего экономического
коллапса и политического паралича 90-х годов, и, наконец, приводить образование
и образовательную систему в соответствие с потребностями современной российской
жизни, не забывая при этом о тенденциях развития образования в современном мире
и мировых стандартах.
Впервые прообраз идей модернизации
образования в виде проблесков осознания во властных кругах необходимости
"что-то делать" с образованием появился в 1997 году, когда была
предпринята попытка проведения так называемого очередного этапа реформы
образования. Эта попытка закончилась полным провалом. Основная объективная
причина провала - крайняя несвоевременность, фактически авантюрность данной
попытки: она предпринималась в условиях предельно нестабильной социально-экономической
ситуации, при максимальной задолженности по заработной плате работникам
образования - 9, 8 трлн руб. и соответственно на гребне учительских забастовок,
которые тогда составляли 91, 8% всех стачек в России. Основная субъективная
причина провала "очередного этапа реформы образования" - ставший уже
традиционным для 90-х годов экономический радикализм инициаторов этого этапа,
их стремление сэкономить на образовании и переложить основные расходы по его
содержанию на плечи населения.
В итоге пришлось еще раз убедиться, что подлинная политика - это не только искусство возможного, но более и прежде всего искусство достижения