Пользовательского поиска
|
Каковы
свойства кислорода, который находится в воде в растворенном состоянии? Какое
значение имеют физические свойства воды для жизни водорослей?
Важно,
чтобы учащиеся осознали основные физико-химические закономерности, определяющие
воздействие среды на организм. Этому способствуют проблемные вопросы межпредметного
характера. Например: объясните, почему кислород постоянно поступает в
цитоплазму одноклеточной водоросли, а образующийся в процессе дыхания
углекислый газ выделяется в окружающую среду. Для ответа используйте знания из
курса физики о диффузии в жидкостях и газах. В таком вопросе-задании учитель
подсказывает учащимся опорное понятие из курса физики — "диффузия".
Если учащиеся затрудняются самостоятельно ответить на проблемный вопрос,
учитель предлагает вспомнить, что такое диффузия, или прочитать определение в
учебнике физики. Учащиеся с помощью учителя дают ответ: "Диффузия — это
распространение одних веществ в других, движение молекул одного вещества между
молекулами другого вещества. Молекулы газа и жидкости движутся из области
большего давления в область меньшего. Значит, кислород поступает в цитоплазму
клетки водоросли потому, что его давление постоянно уменьшается по сравнению с
окружающей водой, а давление углекислого газа постоянно увеличивается, так как
он образуется в процессе дыхания". Такие вопросы помогают учащимся
осознать связи между живой и неживой природой.
Углубление
знаний учащихся о единстве живой и неживой природы происходит при изучении растений
на организменном уровне.
Центральным
понятием при этом является сложное понятие "растение — целостный
организм". Оно формируется постепенно при изучении каждого органа растения
на основе развития морфолого-физиологических и экологических понятий. Знания о
питании и дыхании растений учащиеся приобретают с использованием изученных в
курсе природоведения понятий о почве, воде, воздухе, веществе. Эти понятия
привлекаются при изучении поглощения воды и минеральных веществ и дыхания
корня, фотосинтеза и дыхания в листе, передвижения минеральных и органических
веществ по стеблю, дыхания семян и питания проростка и др.
Экологические понятия о факторах неживой природы, связанных с деятельностью человека, раскрывающие взаимосвязи растительных организмов с