Пользовательского поиска
|
о
движении цитоплазмы, целесообразно подчеркнуть, что движение присуще всей живой
и неживой природе, и предложить учащимся привести известные им из курса
природоведения примеры движения тел (движения тела человека, небесных тел,
Земли вокруг Солнца, воздуха, воды, растений и животных).
Развитие
общих естественнонаучных понятий о телах и веществах необходимо предусмотреть и
при изучении строения клетки. Учитель предлагает учащимся привести примеры тел
живой природы и отмечает, что внутри одних, более крупных тел могут находиться
более мелкие тела. На вопрос "Есть ли такие тела в клетке?" учащиеся
отвечают: "Ядро — это небольшое тельце в цитоплазме клетки. Пластиды — Это
также мелкие тельца в цитоплазме".
Расширение
понятия о веществах происходит, когда учитель, обобщая знания учащихся из
курсов природоведения и ботаники, отмечает, что вещества могут быть:
·
органическими (сахар, крахмал) и
неорганическими (вода, минеральные соли);
·
твердыми (соль, сахар), жидкими (вода,
раствор соли, раствор йода) и газообразными (кислород, углекислый газ);
·
растворимыми и нерастворимыми в воде;
·
бесцветными и иметь цвет (йод,
вещества, окрашивающие пластиды, содержащиеся в клеточном соке).
Цитоплазма представляет собой живое
бесцветное вязкое вещество. Такие знания имеют пропедевтическое значение: они
подготавливают учащихся к изучению химии и физики, а также позволяют им увидеть
связь биологических и физико-химических процессов в природе.
Развитие
общих естественнонаучных понятий в сочетании с цитолого-физиологическими и на
основе последовательных фактических и понятийных связей с курсом природоведения
позволяет учащимся глубже понять единство живой и неживой природы на уровне
клетки.
Важнейшим экологическим понятием, широко используемым в курсе биологии, является "среда обитания". Начиная с темы "Водоросли", учитель формирует у учащихся понятие о водной среде обитания, опираясь на понятия об агрегатном состоянии веществ и о воде, известные из курса природоведения. Учитель может предложить учащимся вопросы репродуктивного и поискового характера. Вспомните из курса природоведения, какие существуют агрегатные состояния вещества. Что такое вода? Какие она имеет физические свойства?