Пользовательского поиска
|
том,
что температура венозной крови, оттекающей от работающей мышцы, выше, чем
температура артериальной крови, притекающей к мышце. Он предлагает учащимся
объяснить этот факт, используя знания по химии об экзотермических и
эндотермических реакциях и по физике о превращении одного вида энергии в
другой.
При
изучении растений и животных учащиеся узнали, что в результате окисления
органических веществ клеток в процессе дыхания выделяется тепло. Они
высказывают предположение о том, что при работе в мышечных волокнах также
происходят реакции окисления, которые являются экзотермическими и сопровождаются
выделением тепла.
Учитель
ставит дополнительный вопрос: "Почему при работе мышц тепла выделяется
значительно больше, чем, например, при дыхании семян?" Обращаясь к курсу
физики, учащиеся рассказывают о превращении механической энергии работающих
мышц в тепловую. Механическая энергия образуется из энергии, заключенной в
химических связях, она высвобождается при разрыве химических связей в процессе
распада и окисления белков и углеводов в мышечных волокнах. Плазмам крови при
этом нагревается. Кровь уносит образовавшиеся продукты распада — двуокись
углерода, воду и другие. Вода, испаряясь с поверхности тела в виде пота, уносит
с собой избыток тепла (об испарении и его роли в поддержании нормальной
температуры тела учащиеся узнают при изучении природоведения, растений,
животных, физики).
При
изучении состава и свойств костей учитель ставит обобщенный проблемный вопрос:
"Существует ли зависимость между составом химических веществ и свойствами
физических тел природы?" Учащиеся вспоминают сведения из курса биологии 6
класса о составе и свойствах семян, из курса физической географии — о свойствах
разных горных пород, из курса химии — о кристаллогидратах, о свойствах солей и
кислот, из курса физики — о кристаллических и аморфных телах, о проводниках и
полупроводниках и др. Они приходят к выводу о существовании зависимости свойств
тел от их состава в живой и неживой природе и высказывают предположения о
свойствах костей, имеющих в своем составе органические и неорганические
вещества.
На уроке "Внутренняя среда организма и ее относительное постоянство" учащиеся решают проблемные вопросы межпредметного характера. Например: "Можно ли вводить в кровь воду, если известно, что плазма крови содержит около 80 % воды?" Для ответа на этот вопрос можно продемонстрировать опыт с