Пользовательского поиска
|
Первый
и второй этапы эстетического освоения учащимися народного искусства протекают в
момент непосредственного восприятия детьми художественной вещи. Конечно,
эффективнее, если это будет настоящий предмет, но можно использовать и фото,
таблицы или изображение на слайде. Эстетический эффект воздействия
художественной вещи можно усилить, привлекая литературные и музыкальные
произведения. Исследователи народного творчества неоднократно указывали на
общность художественных образов в песенном, сказочном и изобразительном
творчестве народа. Так В.М. Василенко пишет: "Общий приподнятый и
несколько торжественный характер крестьянского изобразительного искусства,
говорящий о потребности в украшении, о некоторой своеобразной идеализации
отдельных событий, предметов, может быть сопоставлен с такой же возвышенной
трактовкой многих образов в фольклоре - в сказках, былинах, легендах, где герои
их зовутся царями, царевичами, королевичами, со свадебными песнями, где
выступают "бояре", "боярышни", "купцы", а жених с
невестой величаются "князем" и "княгиней""
Эмоциональным
восприятием учащимися произведения народного искусства не должен ограничиваться
процесс эстетического познания школьниками художественных свойств предмета.
Иногда учителю приходится преодолевать элементы субъективности в оценках. В
этом плане серьезную помощь может оказать искусствоведческая литература,
посвященная анализу художественного образа в декоративно-прикладном и народном
искусстве. Это труды известных искусствоведов А.Б. Салтыкова, В.С. Воронова,
А.К. Чеклова, В.М. Василенко, А.И. Некрасова и др. Практика работы с учителями
по изучению народного творчества на уроках позволяет вычленять важные моменты
для определения художественности произведения народного искусства: 1) связь
между формой предмета и его назначением; 2) взаимосвязь между формой и
материалом, из которого выполнена вещь; 3) связь между формой предмета и его
крашением.
Третий и четвертый этапы эстетического усвоения народного творчества связаны с процессом углубления представлений учащихся о художественном образе. Учитель должен подготовить материалы, объясняющие учащимся происхождение той или иной художественной вещи. Он должен помочь детям представить художественную вещь в среде. Большинство вещей создается для того, чтобы человек не только мог любоваться красотой её формы, росписи, но и применять её в быту. Пропорции, цвет, форма художественной вещи связаны с общей обстановкой, с ансамблем того предметного мира, в котором мы живем. Если на уроке учащиеся знакомятся с художественными вещами XVIII или XIX веков, то соответственно необходимо