Пользовательского поиска
|
запоминает слова в заданном порядке, стихи,
последовательность действий и др. – это при нормальном развитии речи ребенка, у
детей с ФФН запоминание происходит в меньшем объеме, ребенок не может
пользоваться приемами запоминания сознательно. Он если и повторяет то, что надо
запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной
последовательности, запоминание происходит искаженно.
Непроизвольное запоминание у детей с ФФН
продуктивно. Здесь опять-таки все определяет интерес ребенка к делу, которым он
занят.
В школе ребенок встает перед необходимостью
запоминать произвольно. Учебная деятельность неукоснительно требует от ребенка
запоминания. Учитель дает ребенку указания, каким образом можно запомнить и
воспроизвести то, что следует выучить. Вместе с детьми он обсуждает содержание
и объем материала, распределяет его на части (по смыслу, по трудности
запоминания и др.), учит контролировать процесс запоминания. Понимание является
необходимым условием запоминания - учитель фиксирует внимание ребенка на
необходимости понимания, учит ребенка понимать то, что он должен запомнить,
задает мотивацию стратегии запоминания: сохранение знаний, навыков не только
для решения школьных заданий, но и для всей последующей жизни.
Произвольная память становится функцией, на
которую опирается учебная деятельность, и ребенок приходит к пониманию
необходимости заставить работать на себя свою память. Именно заучивание и
воспроизведение учебного материала позволяет ребенку рефлексировать свои личные
психические изменения в результате погружения в учебную деятельность и воочию
увидеть, что «учить себя» - значит изменить в обретении способности к произвольным
действиям.
«Неполноценная речевая деятельность
накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой
сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные
возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической
памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий».