Пользовательского поиска
|
артикуляторной опоры восприятия звуков,
неточный слуховой образ звука не дают возможности для слухового контроля и
восприятия, что ведет к усугублению нарушений звукопроизношения. Имеющееся у
дошкольников с ФФН недоразвитие аналитико-синтетичекой деятельности определяет
нарушения этих процессов в сфере речеслухового и речедвигательного
анализаторов, тем самым значительно осложняя картину звукопроизносительного
расстройства.
У дошкольников с
дислалией, в отличие от детей с дизартрией, механизмы звукопроизносительного
расстройства не определяются органическим нарушением центральной нервной
системы. Патологический механизм складывается в результате слабости основных
нейродинамических процессов, обусловливающих нарушения в речеслуховом и peчедвигательном анализаторах
и ведущих к нечеткости слуховых речедвигательных дифференцировок. Грубых
органических нарушений, в периферическом отделе артикуляторного аппарата,
препятствующих формированию полноценной артикуляции соответствующих звуков, у
дошкольников с дислалией не наблюдается. Нарушений нейродинамики обусловливают
моторную и сенсорную недостаточность в структуре речевого дефекта.
«Моторная
недостаточность в структуре речевого дефекта у дошкольников с дислалией
определяет нарушения звукопроизношения: искажения трудных по артикуляции звуков
по типу губно-зубного и призубного, произнесения, обусловленные неправильно
сформировавшимися артикуляторными позициями отсутствия и замены звуков на
артикуляторно более простые Ц на Т, Ш на С и т. д.), вследствие
недостаточности артикуляторной базы; смешения звуков на основе близости их
артикуляторных, характеристик (С—Ш, З—Ж, Л—Л', P—Л
и т. д.), что
обусловлено нарушением отбора фонем по их артикуляционным признакам».
Сенсорная
недостаточность у дошкольников, с дислалией определяет смешения и замены по их акустическим характеристикам (С-Ц,7Ж—Щ
З-С, Ш—С). В основе нарушения лежит несформированность фонематического
слуха. Смещениями замены звуков у дошкольников с ФФН, имеющих дислалию,
определяются недостаточностью как слуховой, так и артикуляторной дифференциации
звуков, что обусловлено недоразвитием аналитико-синтетической деятельности
речеслухового и речедвигательного анализаторов у данной категории детей.