Пользовательского поиска
|
и речедвигательной функций. Точное слуховое
восприятие звуков стимулирует правильное произношение, а правильная
артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему фонематическому восприятию».
Также, для «дошкольников с
фонетико-фонематическим недоразвитием характерна несформированность процессов
интонационной выразительности речи. У детей данной категории нарушены
процессы дифференциации различных видов интонации, их имитация, а также
самостоятельное воспроизведение». Наиболее сложной для дифференциации и
воспроизведения оказалась восклицательная интонация, легче всего у детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием проходит процесс различения и
использования в речи повествовательной интонации. У дошкольников с ФФН
отмечается недоразвитие эмоциональной выразительности, что оказывает
определенное влияние на способность детей выразить свои эмоции через
интонационное оформление собственной речи.
У таких дошкольников не сформирован целый ряд
речевых и неречевых процессов, обусловливающих нарушения звукопроизносительной
стороны речи.
«Органическое поражение речедвигательных
механизмов ЦНС у дошкольников с ФФН, имеющих дизартрию, определяет особенности
фонетического дефекта, нарушения артикуляторной и тонкой моторики,
просодических характеристик речи. Выявленные нарушения речевой моторики у
дошкольников с ФФН, имеющих дизартрию, определяются ограничением подвижности
артикуляторных мышц вследствие нарушения их иннервации, нарушением мышечного
тонуса, наличием дискоординационных расстройств и непроизвольных движений. У
дошкольников с ФФН, имеющих дизартрию, в первую очередь отмечались расстройства
наиболее сложных дифференцированных движений, что обусловило нарушение сложных
по артикуляции звуков (Р, Л, Ш. Ж, Ц, Ч»). Моторный механизм нарушений
звукопроизношения определяет их качественные особенности: упрощение
артикуляции звуков (шипящие звуки заменялись на свистящие, аффрикаты — на
составляющие их звуки), искажение звуков по типу бокового и межзубного произнесении,
смягчение звуков в ряде случаев – их отсутствие.
Нарушения артикуляторной моторики у дошкольников с дизартрией, приводящие к дефектам звукопроизношения, вторично вызывают нарушения фонематического восприятия у данной категории детей. Нарушения