Пользовательского поиска
|
поступления в школу не достигают нужного
уровня готовности к школьному обучению. У детей этой категории, наряду с
нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются
несформированными речевая система и оперирование элементами речи на
практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к
усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых
закономерностей. «Так, у дошкольников с пробелами в развитии фонетической
стороне речи, часто обнаруживается ЗПР. Задержка в формировании фонетического
уровня у дошкольников с такой аномалией развития к моменту школьного обучения
затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям
формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной
речи». Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция: речевых нарушений
у детей с ФФН именно в дошкольном возрасте является необходимым условием
подготовки этой категории детей к школьному обучению.
Для дошкольников с фонетико-фонематическим
недоразвитием характерно значительное преобладание полиморфных нарушений
звукопроизношения над мономорфными. В большинстве случаев нарушения
звукопроизношения охватывают три и более фонетические группы звуков. На первом
месте среди звукопроизносительных расстройств у дошкольников с ФФН находятся
дефекты произношения сонорных звуков Л, Р, далее следуют дефекты произношения
свистящих и шипящих звуков. Преобладающими среди нарушений звукопроизношения у
детей данной категории являются смешения звуков.
«Овладение произношением фонем предполагает сопряженную деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Нарушение функционирования pечедвигательного и речеслухового анализаторов, их взаимосвязи в значительной мере определяет тяжесть звукопроизносительных дефектов у дошкольников с ФФН. Для детей этой категории характерны несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, низкий уровень развития фонематического анализа. Исследование выявило у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нарушения кинетической и кинестетической организации двигательного акта в сфере артикуляторной моторики. Овладение произношением фонем в значительной мере зависит от состояния речеслуховой