Пользовательского поиска
|
звукобуквенного анализа, сравнение,
сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв,
упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков
произношения и усвоению сознательного чтения и письма.
В системе обучения предусмотрено определенное
соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. В
определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей
к обучению грамоте — вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем
анализ и синтез простейших односложных слов. И лишь позднее дети овладевают
навыком звуко-слогового анализа и синтеза двух-трехсложных слов. Навыки
речезвукового анализа и синтеза углубляются и совершенствуются в процессе
дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте.
Предусмотрена следующая последовательность.
Работа начинается с уточнения артикуляции
звуков у, а, и. Эти же звуки
используются для наиболее легкой формы анализа — выделения первого гласного
звука из начала слов. Детям дается первое представление о том, что звуки могут
быть расположены в определенной последовательности. Четко артикулируя, они
произносят указанные звуки, например, а,
у или и, у, а, а затем определяют количество их и последовательность.
Далее осуществляется анализ и синтез обратного
слога типа an, ут, ок. Дети учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).
Затем они приступают к выделению начальных
согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк).
После указанных упражнений дети легко
овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са.
Далее основной единицей изучения становится не
отдельный звук в составе слова, а целое слово. Дети учатся делить слова на
слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, в которой длинной чертой
или полоской бумаги обозначаются слова, короткими — слоги. Составляются из
полосок (или записываются) схемы односложных, двухсложных и трехсложных слов.
Проводятся разнообразные упражнения для закрепления навыка деления слов на
слоги.
Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трехзвуковых (типа мак) и двухсложных (типа зубы) слов,