Пользовательского поиска
|
фонематических представлений, требует
расчлененного поэтапного формирования как полноценного артикулирования звуков,
так и их рецепции.
В первую очередь у детей должна быть уточнена
артикуляционная основа для дальнейшего развития фонематического восприятия и
звукового анализа. С этой целью используются сохранные звуки, при произношении
которых дети чаще всего не испытывают артикуляционных затруднений. Звуки
следующие: а, О, у, э, ы, м, м', н, м', п, п', т, к, к', х, х', ф, ф', в, в',
л', йот (j), 6', д, г, г'. В то же время нельзя считать, что процесс
формирования этих звуков закончен полностью. Нередко многие звуки произносятся
детьми в речевом потоке недостаточно отчетливо, с вялой артикуляцией,
смешиваются между собой (к - х, в - б, ф - в, л г - б и т.д.) или являются
заместителями каких-либо еще не появившихся в речи звуков (т — свистящие и
шипящие, л' — р и т.п.).
Ко второй группе относятся звуки, которые у
большинства детей еще не сформировались, а при произношении некоторых
закрепилась неправильная, искаженная артикуляция. Это звуки р, р', л, свистящие
и шипящие звуки. Сюда же можно отнести звук г', близкий по артикуляции к звукам
ч и ц.
Фронтальные занятия по уточнению артикуляции,
по развитию фонематического восприятия и по подготовке детей к анализу и
синтезу звукового состава слова обязательно проводятся на звуках, правильно
произносимых всеми детьми. Затем в определенной последовательности включаются
поставленные к этому времени звуки.
Дифференциации звуков на всех этапах обучения
уделяет си большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его
правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или
акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после
усвоения артикуляции второю из пары взаимозаменяющихся в речи звуков,
дифференциации производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап
дифференциации).
Такая последовательность работы позволяет
очень рано включать упражнения в различении звуков, что способствует спонтанному
появлению в речи детей новых звуков и значительно облегчает 2-й этап работы
над дифференциацией. Благодаря развившемуся слуховому контролю этот этап
завершается значительно быстрее.
Большое внимание уделяется гласным звукам, от четкости