Пользовательского поиска
|
III. Технология с совместно-разделенной формой организации учебной деятельности учителя и детей и самих детей
В соответствии с
педагогической стратегией не только закрепления достигнутых знаний, но и
усвоения тех знаний и формирования тех психических функций, которые лежат в
«зоне ближайшего развития» и находятся в стадии созревания, исследователи в
рамках этой технологии строят другие формы обучения. В обследованной нами
школе, работающей в рамках теории учебной деятельности, основная роль
организованного сотрудничества детей и взрослого состоит в стимулировании
возникновения у учащихся учебно-познавательного действия. Учебная деятельность
основывается на механизме содержательного обобщения и организации разных видов
сотрудничества учителя и детей, детей между собой. Психологический смысл
организации учителем совместно-разделенной формы действия учащихся заключается
в представлении содержания исследуемого объекта в схеме системы операций,
которые распределяются между участниками, и их связи между собой (предметно-содержательное
распределение). Эти связанные операции должны соотноситься с изменяющимися
свойствами объекта, что обеспечивает учащимся предметное взаимодействие и
целостность их совместной деятельности. В процессе переходов от предметного
плана деятельности к общей схеме организации операций дети ищут способ решения
конкретной задачи, постоянно обращаясь к рефлексивному анализу оснований своей
совместной работы. Это, в свою очередь, позволяет перераспределить операции
между участниками и построить новую, более адекватную схему действия. В таких
ситуациях, побуждающих учащихся к содержательному анализу предметных условий
выполняемого действия, раскрывается соответствие между содержательным свойством
исследуемого объекта и общим принципом его построения, что делает новое
совместное действие учебно-познавательным, а решаемую задачу – учебной.
Методически совместно-разделенное учебное действие строится в малых группах учащихся с разработкой как предметно-содержательного распределения материала и операций, так и ритуалов, навыков и этикета кооперации детей. Совместная учебная деятельность на уроке может иметь разнообразные организационные формы: дискуссии, учебные игры, лабораторные и практические