Пользовательского поиска
|
уважительное, но распространяется лишь
на внеурочное время, на уроках учащиеся работают индивидуально, каждый сам по
себе.
II. Технология с фронтальной формой организации классной работы учителя и учащихся
В традиционной дидактике,
на которую ориентирована эта технология, принцип коллективного характера
обучения постулируется как необходимый для воспитательной работы с классом и
создания условий для организационного управления им. Это значит, что школьники
в коллективе должны учиться дружбе, ответственности друг за друга, дорожить
честью коллектива и его интересами. Считается, что четкая работа коллектива
создает благоприятные условия для всестороннего развития любого его члена, а
каждый учащийся должен выполнять определенную работу, приводящую к общему результату.
Одновременно педагог осуществляет индивидуальный подход к детям и, учитывая их
индивидуальные способности, вовлекает в коллективную работу класса.
В реальной практике
система организации обучения учащихся в классе чаще всего сводится к стремлению
управиться с большим количеством школьников в нем и добиться достаточной
результативности с точки зрения овладения основами изучаемого материала. На
самих же уроках организации взаимодействия учащихся и роли в нем учителя
достаточного внимания не уделяется. Чаще всего учитель управляет коллективом
учащихся императивно-авторитарно: ученики обязаны слушаться, обязаны выучивать,
обязаны подчиняться требованиям. Внимание к учебной работе обеспечивается
строгой проверкой и наказанием. В такой ситуации школьники в основном слушают,
выполняют, повторяют, отвечают, а не исследуют, не анализируют, не
взаимодействуют в совместном учении.
Несомненно, при
фронтальном обучении учащиеся влияют друг на друга, прежде всего посредством
подражания (учителю и друг другу). Однако такое взаимодействие приводит к
репродуктивности их деятельности, подчиненности влияниям других. Собственная
поисковая учебная активность каждого ученика не развивается или развивается
очень слабо. Обще-классные обсуждения отдельных вопросов оживляют учебный
процесс, но и эти обсуждения строятся скорее в форме последовательных диалогов
отдельных учеников с учителем, чем общей дискуссии, обращенной к каждому
участнику обсуждения.