Пользовательского поиска
|
В различных педагогических
системах школьного образования ставятся разные цели, выделяются специфические
предметы формирования, закладываются особые формы организации учебной работы
взрослого и детей. Однако исходной формой освоения любого культурного
содержания является сотрудничество ребенка и взрослого, а применительно к школе
– учебное сотрудничество как учителя и детей, так и самих учащихся,
направленное на усвоение нового знания.
Мы рассмотрим три основные
типа образовательных технологий, опирающихся на две полярные и одну
промежуточную формы организации совместной учебной работы учителя и детей
в начальной школе.
1. Технология с индивидуализированной формой взаимодействия учителя и ученика
Она ориентирована, с одной
стороны, на то, чтобы помочь ребенку закрепить уже усвоенное знание, обогатить
его знаниями уже развитых умений, а с другой стороны, – на максимально
индивидуализированное обучение, основанное на взаимодействии учителя с каждым
отдельным учеником.
При этом типе технологии, дифференциация и индивидуализация обучения обеспечивались организацией индивидуальной, большей частью самостоятельной работы ученика в специально созданной среде. Эта среда включает: отдельный «офис ученика», изолирующий ребенка от остальных учащихся во время урока; самостоятельное изучение материала небольшими дробными порциями; строгий контроль со стороны учителя за индивидуальным темпом продвижения ученика в его индивидуальной работе; средства самоконтроля, планирования учеником своего учебного времени и выполнения индивидуальных заданий; систему поощрений в форме победных флажков и материального вознаграждения. Ребенок работает в условиях пошаговой регламентации своих действий при овладении учебным материалом и должен усвоить способ действия по заданному образцу. Групповая фронтальная работа детей использовалась главным образом для повторения и закрепления материала, но только в форме взаимодействия «учитель – отдельный ученик». Основное, что требуется от ученика и ведет к успеху, – это умение внимательно слушать и запоминать. Общение учителя и детей доброжелательное,